Главная » События. Персоны. Даты » 1947 » Июнь 1947

1947. 5 июня. США предложен план восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны — «план Маршалла»
Добавлено 09.11.2018, 19:41

Источники:

Дипломатический словарь. Том 2. — М., 1950.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 26 — М., 1955, стр. 410-412

Советская историческая энциклопедия. Том 9 — М., 1966, ст. 160-162

Дипломатический словарь. Том 2 — М., 1971, стр. 528-529

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 15. — М., 1974, стр. 431, ст. 1279-1281

Советская военная энциклопедия. Том 5 — М.: Воениздат, 1978, стр. 169-170

Дипломатический словарь. Изд. 4-е. Том 2 — М., 1985, стр. 184-185

Библиография

Ссылки

Эмблема плана Маршалла
Маркировка, используемая для пакетов помощи, созданных и отправленных в рамках плана Маршалла
Фото © USAID

«ПЛАН МАРШАЛЛА» — назван по имени государственного секретаря США Маршалла
Джордж Кэтлетт
МАРШАЛЛ
(1880 — 1959)
Госсекретарь США 1947—1949, генерал армии
(См.: Биографию)
(см.), впервые выдвинувшего этот план в своём выступлении в Гарвардском университете 5 июня 1947; наряду с «доктриной Трумэна» «П. М.» явился выражением агрессивного, открыто экспансионистского курса внешней политики правящих кругов США после второй мировой войны.

«П. М.» был задуман американской дипломатией как продолжение «доктрины Трумэна
Гарри
ТРУМЭН
(1884 — 1972)
33-й президент США от Демократической партии США 1945—1953.
(См.: Биографию)
» .

«Доктрина Трумэна» и «П. М.» , по словам А. А. Жданова, «представляют собой выражение единой политики, хотя они различаются по форме преподнесения в обоих документах одной и той же американской претензии на порабощение Европы» . «П. М.» более завуалирован, чем «доктрина Трумэна» . Однако «существо туманных, нарочито завуалированных формулировок «плана Маршалла» состоит в том, чтобы сколотить блок государств, связанных обязательствами в отношении США, и предоставить американские кредиты как плату за отказ европейских государств от экономической, а затем, и от политической самостоятельности. При этом основой «плана Маршалла» является восстановление контролируемых американскими монополиями промышленных районов Западной Германии.

«План Маршалла» , как выяснилось из последующих совещаний и выступлений американских деятелей, состоит в том, чтобы предоставить помощь в первую очередь не обнищавшим странам-победительницам, союзницам Америки в борьбе против Германии, а германским капиталистам с тем, чтобы, подчинив себе основные источники добычи угля и металла для нужд Европы и Германии, поставить государства, нуждающиеся в угле и металле, в зависимость от восстанавливаемой экономической мощи Германии» (А. А. Жданов).

Выступая в Гарвардском университете, Маршалл заявил о готовности США оказать помощь «восстановлению Европы» . При этом в выступлении Маршалла не были указаны ни условия и размеры помощи, которую США могли оказать европейским странам, ни то, насколько реальной является эта помощь.

Правительства Англии и Франции немедленно подхватили инициативу. Маршалла и предложили созвать совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии с целью обсуждения его предложений.

Это совещание происходило с 27 июня по 2 июля 1947 в Париже. СССР был представлен В. М. Молотовым, Франция - Бидо и Англия - Бевином.

На совещании выяснилось, что США, не давая никаких сведений об условиях и размерах «помощи» , которую они намерены предоставить Европе, в то же время настаивали на том. чтобы был создан руководящий комитет из представителей великих держав, в функции которого входило бы составление всеобъемлющей программы «экономического восстановления и развития» европейских стран: при этом данный комитет должен был обладать весьма широкими полномочиями в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету. Поскольку было ясно, что руководящий комитет станет орудием США, с помощью которого они попытаются поставить в зависимость от себя экономику европейских стран, советская делегация не могла согласиться с предложениями представителей Англии и Франции (игравших на конференции роль агентуры США) о создании этого комитета.

Советская делегация заявила, что прежде всего следует выяснить реальность американских кредитов, их условия и размеры, потом запросить европейские страны об их потребностях в кредите и, наконец, составить сводную программу заявок европейских стран, которые можно было бы удовлетворить за счёт кредитов США. Советская делегация при этом особенно подчёркивала, что европейские страны должны оставаться хозяевами своей экономики и иметь возможность свободно распоряжаться своими ресурсами и излишками. Ввиду отказа английских и французских представителей принять советские предложения совещание министров иностранных дел закончилось безрезультатно.

После этого английское и французское правительства при деятельной поддержке США решили созвать без участия СССР совещание европейских стран, которые согласятся примкнуть к «П. М.»

12-15 июля 1947 в Париже происходила конференция «европейского экономического сотрудничества» с участием 16 стран, примкнувших к «П. М.» , а именно: Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии и Турции.

Конференция создала «Комитет европейского экономического сотрудничества» , которому была поручена подготовка доклада о ресурсах и потребностях стран - участниц конференции на период в 4 года, с тем чтобы этот доклад был представлен правительству США.

Комитет определил общую сумму средств, необходимых для осуществления помощи по «П. М.» , в размере 29 млрд. долл. и во второй половине сентября 1947 направил свой доклад в Вашингтон.

Для рассмотрения этого доклада в США было организовано 3 специальных комитета, причём наибольшее значение из них имел возглавлявшийся Гарриманом (см.) «Консультативный комитет при президенте США по оказанию помощи иностранным государствам» , отчёт которого был опубликован 8 ноябрь 1947. Комитет Гарримана снизил размеры «помощи» Европе до 12-17 млрд. долл. на ближайшие 4 года, что означало дальнейшее снижение первоначальной заявки, представленной комитетом европейских стран (до этого решения комитета Гарримана сумма кредита по «П. М.» была уже значительно уменьшена по требованию государственного департамента). В то же время комитет Гарримана невольно разоблачил подлинные цели американских монополистов, рекомендовав значительное увеличение доли «помощи» , предназначенной для Западной Германии.

Вопрос об утверждении ассигнований на осуществление «П. М.» рассматривался конгрессом США в феврале-марте 1948, причём в первоначальный проект закона о т. н. «помощи иностранным государствам» в процессе обсуждения были внесены значительные изменения. Конгресс отказался сразу ассигновать средства, потребные на весь срок осуществления «П. М.» , и ограничился лишь утверждением сумм на первый год его действия. Конгресс ещё более сократил сумму ассигнований, доведя её до 5,3 млрд. долл. на срок в 15 месяцев. Наконец, принятый конгрессом закон делал ещё более обременительными для европейских стран условия получения американской «помощи» .

Обсуждение «П. М.» в конгрессе ознаменовалось решением палаты представителей включить франкистскую Испанию в число стран, получающих «помощь» по «П. М.» Позднее упоминание о франкистской Испании, вызвавшее возмущение американской и мировой демократической общественности, было исключено из законопроекта.

Закон о «помощи иностранным государствам» был подписан президентом Трумэном 3 апреля 1948.

Вслед за принятием этого закона в соответствии с его условиями в США была создана правительственная администрация по руководству оказанием экономической «помощи» во главе с крупным американским промышленником Полем Гофманом. Представителем США в Европе по вопросам, связанным с «П. М.» , был назначен Гарриман.

Закон об осуществлении «П. М.» предусматривал заключение странами - участницами «П. М.» двусторонних соглашений с США об условиях, на которых будет предоставляться американская «помощь» .

Такие соглашения в течение первой половины 1948 действительно были заключены, причём они включали следующие условия:

а) Предоставление американским товарам свободного доступа в страны Западной Европы путём одностороннего снижения таможенных тарифов в этих странах.

б) Отказ правительств западноевропейских стран от национализации промышленности и предоставление полной свободы частным предпринимателям.

в) Фактический контроль США над промышленностью и финансами западноевропейских стран, в т. ч. установление курса валют в этих странах на уровне, выгодном для США.

г) Контроль США над внешней торговлей стран, примкнувших к «П. М.» Запрещение этим странам торговать с СССР и странами народной демократии. Используя указанные соглашения, американские монополии стремятся превратить европейские страны в потребителей промышленных товаров, ввозимых из США, затруднить восстановление и развитие тех отраслей промышленности европейских стран, которые могут конкурировать с промышленностью США. Характерным примером является сокращение под давлением США программы английской и итальянской судостроительной промышленности. Направляя экономическое развитие европейских стран по угодному им пути, США в конечном итоге добиваются установления постоянной зависимости европейских стран от американской промышленности, что должно явиться важнейшей предпосылкой политического подчинения «маршаллизированных» стран Соединённым Штатам. Одним из последствий этого является рост безработицы в этих странах, а также снижение заработной платы и обнищание трудящихся. Стремясь не допустить действительного развития промышленности европейских стран (кроме Западной Германии, которую США намерены сделать промышленной базой и арсеналом агрессивного блока), США избегают ввозить в Европу промышленное оборудование, ограничиваясь в основном ввозом продовольствия и предметов потребления. Таким образом, американский монополистический капитал, проводя в жизнь «П. М.» , ставит своей целью полностью подчинить себе западноевропейские государства и сделать их орудием своей империалистической политики. Разговоры о стремлении США «помочь» восстановлению пострадавших от войны народов являются лишь дымовой завесой, призванной вводить в заблуждение трудящихся «маршаллизированных» стран.

США делают откровенную ставку на первоочерёдное развитие экономики Западной Германии, промышленность которой всё более переходит в руки магнатов американского финансового капитала. Правящие круги США стали особенно активно проводить политику поощрения роста военно-промышленного потенциала Германии после того, как в результате объединения западных зон оккупации они стали подлинными хозяевами всей Западной Германии, включая и Рурскую область.

«П. М.» носит ярко выраженный антисоветский характер, поскольку США надеялись с помощью этого плана отколоть от СССР страны народной демократии и в то же время сделать «П. М.» основой антисоветского военно-политического блока в Европе. Попытка США с помощью «П. М.» расколоть антиимпериалистический лагерь вбить клин между СССР и странами народной демократии потерпела провал. Что же касается «западного блока» , то он был оформлен заключением 17 марта 1948 Брюссельского пакта, согласно которому 5 государств - Англия, Франция, Голландия, Бельгия и Люксембург - образовали политический экономический и военный союз. Вслед за тем по указке американской дипломатии 4 апреля 1949 в Вашингтоне был заключён Северо-атлантический пакт. Не довольствуясь этим американская дипломатия выступила с планами создания других агрессивных военных союзов, направленных против СССР и стран народной демократии,- Средиземноморского блока (участниками которого должны явиться Греция, Турция и другие страны Ближнего Востока), Тихоокеанского блока и др. Всё это - звенья широко задуманной цепи военных блоков, которые реакционные правящие круги США намерены использовать в своих агрессивных целях, причём экономической основой этих союзов должен стать всё тот же «П. М.» , являющийся одним из важнейших орудий американского империализма в его борьбе за мировое господство.

Формально закон об осуществлении «П. М.» и заключаемые на основе этого закона двусторонние соглашения между США и западноевропейскими странами не содержат каких-либо обязательств военного сотрудничества, однако фактически страны, получающие американскую «помощь» , вынуждены предоставлять США военно-морские и авиационные базы на своей территории, идти на военное сотрудничество с ними и т. д. Американцы уже располагают сейчас обширной сетью баз во французских колониях, на принадлежащем Англии о. Кипр, в Исландии, Испании, Греции, Турции и т. д.

Наряду с этим в двусторонних соглашениях по «П. М.» содержатся статьи о поставках европейскими странами Соединённым Штатам стратегического сырья. «П.М.» используется также американской разведкой в целях легализованного шпионажа, поскольку «маршаллизированные» страны обязаны предоставлять США любые сведения, относящиеся к их экономике.

«П. М.» находится в вопиющем противоречии с жизненными интересами западноевропейских стран. Однако их реакционные правящие круги, стремясь получить поддержку США в борьбе против демократических сил своих стран, идут на предательство национальных интересов и в конечном итоге на утрату национального суверенитета своих государств.

«П. М.» неспособен принести народам Западной Европы действительного восстановления их экономики. Как отмечал В. М. Молотов, американские кредиты по «П. М.» «не дали настоящего подъёма промышленности в странах капиталистической Европы. Они и не могут дать этого подъёма, так как американские кредиты предназначены не для того, чтобы восстанавливать и поднимать конкурирующую с Соединёнными Штатами Америки промышленность европейских государств, а для того, чтобы обеспечить более широкий сбыт американских товаров в Европе и чтобы поставить эти государства в экономическую и политическую зависимость от господствующих в Соединённых Штатах капиталистических монополий и их агрессивных планов, не считаясь с интересами самих народов Европы» .

С другой стороны, экспансионистский «П. М.» противоречит и подлинным интересам широких масс американского народа.

Два с лишним года действия «П. М.» полностью подтвердили позицию Советского Союза в этом вопросе. "П. М." потерпел полный крах. Это обстоятельство не могут скрыть даже его вдохновители и организаторы.

Дипломатический словарь. Том 2. / Гл. ред.: Вышинский А.Я., Лозовский С.А.— М.: Госполитиздат, 1950.

Помощь США Греции в рамках плана Маршалла
Фото Википедия (en)

«МАРШАЛЛА ПЛАН» — план экономии, и политич. закабаления финансовым капиталом США государств Европы под видом оказания им экономии, «помощи»; осуществлялся в 1948—51 и являлся этапом в подготовке амер. империализмом новой мировой войны. «М. п.» представлял собой составную часть агрессивной политики амер. империализма, рассчитанной на установление мирового господства США, и был одним из экономии., политич. и военных рычагов, при помощи к-рых правящие круги США добивались расширения амер. экспансии в Европе. «М. п.» получил своё название по имени Дж. Маршалла
Джордж Кэтлетт
МАРШАЛЛ
(1880 — 1959)
Госсекретарь США 1947—1949, генерал армии
(См.: Биографию)
, к-рый в 1947—49 был государственным секретарём (министром иностранных дел) США. В своём выступлении в Гарвардском университете в июне

1947 Маршалл в нарочито неясной форме сделал предложение о «помощи» со стороны США европейским странам якобы для ликвидации экономических трудностей, вызванных второй мировой войной 1939—45.

Подлинный смысл широко прокламированной политики «помощи», припавшей формы «М. п.», состоял в закабалении европейских стран и превращении их в военно-стратегич. плацдарм амер. агрессии, обращенной против СССР и стран народной демократии. Основная задача «М. п.» состояла

в том, чтобы подготовить создание военного блока из зависимых от США государств, добиться милитаризации экономики этих стран, добиться подавления в этих странах рабочего и демократического движения и установления реакционных, фашистско-террористич. режимов. Амер. империалисты считали, что при помощи «М. п.» им удастся избегнуть развёртывания нового экономия, кризиса в США и путём вывоза в страны Европы не находивших сбыта товаров поддержать раздувшийся за годы войны объём производства в США. Расходы по «М. п.», принятому в интересах амер. монополий, легли на массы налогоплательщиков США. Амер. империалисты рассчитывали использовать «М. и.» для того, чтобы навязать всем капиталистич. странам политику экономия, блокады СССР и стран народной демократии, политику отказа Советскому Союзу в кредитах и сокращения торговли с ним. Этими мерами амер. империалисты намеревались сорвать послевоенное восстановление и развитие экономики СССР. С помощью «М. п.» амер. империалисты намеревались также подорвать экономия, и политич. сотрудничество между СССР и странами народной демократии, навязать странам народной демократии свою «помощь» и восстановить в них капиталистич. отношения.

«М. и.» был принят конгрессом США в апреле 1948 в форме т. н. «Закона о помощи иностранным государствам». Условия предоставления амер. «помощи» были кабальными для стран, получающих её, и открывали США широкие возможности для вмешательства во внутренние дела стран, принявших условия амер. «помощи». Эти страны должны были согласиться на ввоз определённых контингентов амер. товаров по ценам, продиктованным монополиями США, снизить таможенные пошлины, отменить или уменьшить валютные ограничения, согласиться на амер. контроль за использованием предоставленных средств и т. п. Еще на Парижском совещании министров иностранных дел СССР, Великобритании и Франции летом 1947, созванном в связи с «М. п.», Советский Союз разоблачил действительный смысл этого плана. СССР отказался участвовать в действиях, направленных к тому, чтобы обеспечить осуществление «М. п.». Вместе с СССР все страны народной демократии отвергли «М. п.». Условия «М. п.» были приняты правительствами Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Нидерландов (Голландии), Люксембурга, Австрии, Ирландии, Исландии, Греции, Швейцарии, Турции, Португалии, а также распространены на Зап. Германию и Свободную территорию Триест. Правительства европейских стран, принявшие условия «М. п.», рассчитывали с помощью амер. империализма укрепить позиции реакции в своих странах, задушить прогрессивные силы. Для осуществления «М. п.» была создана специальная организация. В каждой из стран, принявших «М. и.», находились специальные амер. миссии и контролёры, содержавшиеся за счёт данной страны; организация по осуществлению «М. п.» представляла собой в то же время широко разветвлённую систему амер. экономия, и политич. шпионажа в Зап. Европе. Амер. «помощь» по «М.п.» предоставлялась либо в виде кредитов, либо в виде т. н. безвозвратных субсидий. Соотношение между этими видами помощи регулировалось администрацией «М. п.». Выручка от продажи амер. товаров, поступавших в порядке «безвозвратных» субсидий, зачислялась в национальной валюте соответствующей страны на т. и. специальный счёт и расходовалась только по разрешению амер. правительства. Эти фонды также были использованы амер. империалистами для укрепления своих позиций в принявших «М. п.» странах. При осуществлении «М. п.» амер. империалисты пользовались активной поддержкой реакционных правосоциалистических лидеров социал-демократических партий и профсоюзов.

Амер. империалисты потерпели неудачу в своих попытках нанести посредством «М. п.» поражение рабочему и демократическому движению в Зап. Европе. Выступления широких народных масс в странах Зап. Европы против «М. п.», а затем против агрессивного Северо-атлантического блока, образовавшегося в 1949, явились началом всенародного движения в защиту мира, против амер. агрессии. Широко разрекламированная амер. империалистами программа экономии, «помощи» западноевропейским странам со стороны США в действительности была программой чудовищного ограбления этих стран амер. монополиями. «М. п.» нанёс удар экономии. и политич. независимости западноевропейских стран. «М. п.» «помог американским монополистам прибрать к рукам вожжи от многих отраслей промышленности и от государственных финансов в европейских странах, но это по сделало устойчивым положение американской промышленности» (Молотов В. М., Речь на собрании избирателей Молотовского избирательного округа города Москвы 10 марта 1950 года, 1951, стр. 25). «М. п.» содействовал проникновению амер. монополий в экономику Зап. Германии и ремилитаризации Зап. Германии, что являлось одной из важнейших целой этого плана. С помошью «М. п.» был установлен амер. контроль над основными источниками угля и железа в Зап. Европе. В результате действия «М. и.» экономика западноевропейских стран была в значительной степени ослаблена и дезорганизована. «М. п.» привёл к свёртыванию производства и ликвидации части предприятий, продукция к-рых конкурировала с амер. промышленностью. Многие предприятия в странах Зап. Европы попали в руки амер. монополий. С помощью «М. п.» амер. монополии, стремящиеся к получению максимальных прибылей, сбывали по высоким ценам свои но находившие спроса товары, захватывали в счёт оплаты поставок по «М. п.» источники стратегии, сырья. Одновременно США всячески препятствовали сбыту на амер. рынке товаров западноевропейских стран, чем содействовали, вопреки своим декларациям, сохранению и росту в этих странах хронического долларового дефицита (внешнеторговый долларовый дефицит «маршаллизованных» стран составил в 1949 3289, в 1951 3040 млн. долл.) и истощению их валютных ресурсов. Валюта западноевропейских стран была ещё больше обесценена, и в 1949 многие капиталистич. страны осуществили девальвацию своих валют. В результате «М. п.» были нарушены экономич. связи, сокращена торговля между странами Зап. и Вост. Европы, что нанесло удар по экономике западноевропейских стран и обострило кризис всей внешней торговли этих стран. Товарооборот США со странами, входящими в демократический лагерь, сократился в 1951 по сравнению с 1937 в 10 раз; товарооборот Англии с этими странами сократился в 6 раз, Франции — более чем в 4 раза. «М. п.» вызвал усиление обнищания широких народных масс западноевропейских стран, рост безработицы.

«М. п.» привёл к милитаризации экономики «маршаллизованных» стран. Возросли расходы на подготовку новой войны. Во Франции, напр., военные расходы возросли с 205 млрд. фр. в 1947 до 1500 млрд. р. в 1952. С 1947 по 1951 Франция получила по «М. п.» 500 млрд. фр., а израсходовала на подготовку войны 2047 млрд. фр., т. е. в 4 раза больше полученного. Англия получила по «М. п.» с 1948 по 1951 2704,6 млн. долл., а общие военные расходы Англии за это время составили ок. 11 млрд. долл. В период действия «М. п.» в Бельгии военные расходы составили в 1948 6 млрд. фр., в 1951 16,8 млрд. фр., в Швеции 800 млн. крон в 1948 и 1650 млн. крон в 1951. К концу 1949 ежегодные расходы западноевропейских стран на вооружение превысили 6 млрд. долл., в то время как ассигнования по «М. п.» составили менее 4 млрд. долл. В 1951, по официальным данным, военные расходы этих стран составили 8 млрд. долл., а ассигнования по «М. п.»—3,2 млрд. долл.

«М. п.» не смог приостановить падения промышленного производства США, к-рое с октября 1948 по октябрь 1949 снизилось на 22%.

«М. п.» явился одной из основ для создания агрессивного Североатлантического блока — орудия прямой и непосредственной подготовки новой мировой войны.

«М; п.» был рассчитан на 5 лет (1948—52). Однако уже в конце 1951 было объявлено, что ассигнования по «М. п.» на экономич. «помощь» заменяются ассигнованиями на перевооружение стран Зап. Европы на основе закона о т. н. взаимном обеспечении безопасности.

Как маскировка агрессивной политики «М. п.» стал не нужен империалистам США, перешедшим в 1950 от подготовки агрессии к открытой агрессии против Корейской Народно-Демократической Республики и Китайской Народной Республики. Организация по осуществлению «М. п.» была включена в систему воен. организаций агрессивного Северо-атлантического блока. Отказ амер. империализма от «М. п.» был вызван также тем, что провалилась установка этого агрессивного плана — помешать восстановлению и развитию экономики СССР, ослабить Советский Союз. После второй мировой войны СССР в короткий срок не только успешно восстановил свою экономику, но и значительно превзошёл её довоенный уровень. Провалились и расчёты инициаторов «М. п.» в отношении стран народной демократии, к-рые образовали вместе с СССР новый мировой рынок, рынок стран лагеря мира, демократии и социализма,противостоящий мировому капиталистич. рынку. Капиталистич. страны во главе с США «подвергли экономической блокаде СССР, Китай и европейские народно-демократические страны, не вошедшие в систему „плана Маршалла", думая этим удушить их. На деле же получилось не удушение, а укрепление нового мирового рынка» (Сталин И., Экономические проблемы социализма в СССР, 1952, стр. .31).

«М. п.» в конечном счёте привёл к ослаблению экономики капиталистич. стран- Зап. Европы, к росту империалистич. противоречий и обострению борьбы между его участниками. В то же время проведение «М. п.» способствовало известному приспособлению политики и экономики «маршаллизованных» стран к военно-стратегич. планам США в Европе.

Империалистич. политика США, осуществление ими «М. п.» и других агрессивных мероприятий вызвали рост сопротивления широких народных масс, выступающих в защиту национальной независимости своих стран, за мир и безопасность народов.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 26 — М.: Большая сов. энциклопедия, 1955, стр. 410-412

«МАРШАЛЛА ПЛАН» т. н. план восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны, впервые выдвинутый гос. секретарем США Дж. Маршаллом
Джордж Кэтлетт
МАРШАЛЛ
(1880 — 1959)
Госсекретарь США 1947—1949, генерал армии
(См.: Биографию)
в выступлении в Гарвардском ун-те 5 июня 1947. Был направлен против Советского Союза и стран нар. демократии, на сохранение и укрепление в странах Зап. Европы власти монополистич. буржуазии, позиции к-рой оказались серьезно подорванными в результате 2-й мировой войны, против роста революц. борьбы рабочего класса и освободит. движения в колониях. М. п. ставил своей целью содействие проведению экспансионистской политики амер. монополистич. кругов, укрепление их позиций в разрушенной войной Европе, подчинение экономич. развития Европы интересам США, вовлечение стран Зап. Европы в агрессивные воен., политич. и экономич. планы США. М. п. и т. н. доктрина Трумэна (см. Трумэна доктрина) явились основными программами США, подготовившими создание агрессивного воен. блока НАТО. По предложению Англии и Франции осн. положения М. п. обсуждались в 1947 на Парижском совещании министров иностр. дел СССР, Англии и Франции. В противовес М. п. Советский Союз выдвинул предложения, направленные на обеспечение равноправного экономич. сотрудничества с учетом нац. суверенитета гос-в, но они были отклонены зап. державами. Сов. Союз и страны нар. демократии отказались участвовать в осуществлении М. п. В М. п. согласились участвовать 16 европ. стран (Англия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Ирландия, Исландия, Греция, Турция, Португалия, Швейцария), к-рые заключили конвенцию о создании "Организации европ. экономич. сотрудничества", в задачу к-рой входила выработка совместной "программы восстановления Европы". М. п. был распространен также на Зап. Германию. Начал осуществляться с апр. 1948, когда конгресс США принял "закон об экономич. сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю (до 30 июня 1952) программу "экономич. помощи" Европе. Конгресс отказался установить общую сумму ассигнований для всей программы и решил выделять определенные суммы ежегодно. Для первого года программы было ассигновано 5,3 млрд. долл. (фактически израсходовано ок. 4 млрд.). Законом предусматривалось заключение двусторонних соглашений, по к-рым европ. страны-участницы М. п. обязывались обеспечить рост произ-ва и финанс. стабильность, сотрудничать с др. странами в снижении торг. барьеров, поставлять США дефицитные материалы, представлять регулярные отчеты об использовании амер. "помощи", сохранять и поощрять частные амер. инвестиции. Страны-участницы М. п. обязались создать спец. фонды в нац. валюте, распоряжение к-рыми контролировалось США. Все это давало возможность США вмешиваться во внутр. дела этих стран и оказывать на них давление в интересах амер. монополий.

Для осуществления М. п. была создана Администрация экономич. сотрудничества. Администратором был назначен крупный амер. промышленник П. Гофман, его спец. представителем в Европе стал А. Гарриман. В страны-участницы (кроме Исландии и Швейцарии) были направлены спец. амер. миссии, наделенные широкими правами контроля не только за использованием "помощи", но и в отношении экономич. развития этих стран в целом. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Закон предусматривал поставку в европ. страны в первую очередь излишков амер. товаров (гл. обр. с.-х. излишков), причем определялось, что 25% всех поставок пшеницы должно быть в виде муки и что по крайней мере 50% всех перевозок должно осуществляться на амер. судах. США использовали М. п. для облегчения положения своей экономики, для широкого проникновения не только на рынки ряда европ. стран, но и их колоний. Администрация М. п. гарантировала амер. монополиям их заграничные капиталовложения, а также прибыли в размере до 175%. В случае экспроприации или конфискации капиталовложений амер. компаний пр-вом страны-участницы М. п. предусматривалась соответствующая компенсация этим компаниям.

Основные районы и центры антиимпериалистического и демократического движения в Иране в 1945—53 гг.

Ежегодное рассмотрение в конгрессе вопроса о новых ассигнованиях явилось средством оказания нажима на страны-участницы М. п., к-рые всегда находились под угрозой сокращения и даже прекращения им "помощи". Конгресс принял в 1951 решение, согласно к-рому Нац. совет безопасности США получил право прекращать экономич. помощь гос-вам, осуществлявшим поставки СССР и др. социалистич. странам, если эти поставки, по мнению Нац. совета, "наносят ущерб амер. безопасности".

Осуществление М. п. способствовало проникновению и закреплению амер. монополий на рынках стран-участниц М. п., привело к усилению милитаризации их экономики и росту воен. расходов. Воен. сторона М. п. постепенно приобретала все более доминирующий характер, в особенности после создания в 1949 агрессивного североатлантич. блока. М. п. все в большей степени использовался для осуществления чисто воен. программ. В значит. мере благодаря средствам, предоставлявшимся по М. п., общий уровень воен. произ-ва в странах-участницах М. и. возрос с 700 млн. долл. в апр. 1949 до 1,5 млрд. долл. в апр. 1951.

Общая сумма ассигнований по М. п. с апр. 1948 по дек. 1951 составила около 12,4 млрд. долл., причем осн. доля пришлась на Англию (2,8 млрд. долл.), Францию (2,5 млрд. долл.), Италию (1,3 млрд. долл.), Зап. Германию (1,3 млрд. долл.), Голландию (1,0 млрд. долл.). 30 дек. 1951 М. п. официально прекратил свое действие и был заменен "Законом о взаимном обеспечении безопасности" (принят конгрессом США 10 окт. 1951).

В. Ларин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. Том 9 — М.: Советская энциклопедия, 1966, ст. 160-162

«ПЛАН МАРШАЛЛА» — официально выдвинут государственным секретарем США Маршаллом
Джордж Кэтлетт
МАРШАЛЛ
(1880 — 1959)
Госсекретарь США 1947—1949, генерал армии
(См.: Биографию)
(в выступлении в Гарвардском университете 5 июня 1947) как план «восстановления и развития» Европы путем предоставления ей экономической помощи со стороны США На деле «П. М.», наряду с «доктриной Трумэна», явился одним из основных актов империалистической политики, направленной на поощрение экономической экспансии американских монополий и на создание системы агрессивных военных блоков Его непосредственная цель заключалась в том, чтобы поддержать пошатнувшиеся в результате войны позиции капитализма в Западной Европе, усилить ее зависимость от США и воспрепятствовать прогрессивным социальным изменениям.

По предложению английского и французского правительств «П. М.» обсуждался на совещании министров иностранных дел США, Англии, Франции и СССР в Париже (27 июня— 2 июля 1947) В связи с выраженным в туманной форме намерением США предоставить экономическую помощь европейским странам со стороны Англии и Франции на совещании было выдвинуто предложение о создании новой организации, или «руководящего комитета», к-рый бы стоял над европейскими странами и под флагом организации «помощи» вмешивался бы в их внутренние дела, вплоть до определения того или иного направления развития главных отраслей промышленности в этих странах.

Эти предложения были подвергнуты решительной критике со стороны Советского Союза, выдвинувшего ряд существенных поправок, учитывавших действительные потребности послевоенного восстановления всех европейских стран В результате отказа западных держав принять предложение Советского Союза совещание министров иностранных дел четырех держав закончилось безрезультатно.

12—15 июля 1947 в Париже состоялась конференция «европейского экономического сотрудничества» 16 стран, примкнувших к «П М.» (Англия, Франция, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Турция) Конференция создала Комитет европейского экономического сотрудничества, имевший задачей составление общего доклада об экономических ресурсах названных выше стран и их сводной заявки на американскую по мощь Запрошенная комитетом сумма в 29 млрд долл. впоследствии была значительно урезана американским конгрессом, и в итоге четырехлетнего осуществления «П. М. » американцами было израсходовано ок. 17 млрд. долл

3 апреля 1948 в США вошел в силу закон «о помощи иностранным государствам», один из разделов к-рого предусматривал оказание «помощи» западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений (такие соглашения были подписаны в июне 1948) и при соблюдении ими таких условий, как отказ правительств этих стран от политики национализации промышленности и предоставление полной свободы частным предпринимателям, свободный доступ американских товаров в страны-получатели при одностороннем снижении ими таможенных тарифов, ограничение торговли с социалистическими странами

Хотя формально в условиях предоставления помощи по «П. М.» и не было открыто сформулированных военно-политических требований, фактически от его участников требовалось согласие допустить строительство на их территории американских военных баз и обязательство усилить преследования демократических сил.

Контроль над исполнением «П. М.» был возложен на специально созданную для этой цели американскую организацию (Администрацию экономического сотрудничества) во главе с крупным промышленником Полем Гофманом. Представителем Администрации в Европе был назначен Гарриман. Для обсуждения заявок западноевропейских стран на американскую помощь из их представителей была создана Организация европейского экономического сотрудничества.

Помощь по «П. М.» оказывалась США преимущественно в виде поставок предметов потребления. Восстановление в западноевропейских странах отраслей промышленности, конкурирующих с промышленностью США, не только не поощрялось, но и задерживалось. В целом, американские ассигнования направлялись в страны-получатели т. обр., чтобы это не только отвечало экономическим интересам американских монополий, но и соответствовало военностратегическим планам США, в т. ч планам организации военного производства в Западной Европе.

Ок. 60% всех сумм, направленных в страны «П М.», приходилось на долю Англии, Франции и Западной Германии. В Западной Германии помощь по «П М.» способствовала восстановлению военной промышленности По словам Ачесона (заявление от 25 июня 1957), восстановление германского производства являлось основой «П. М.». Основной формой предоставления помощи были займы и безвозмездные кредиты.

Осуществление «П. М.» привело к усилению зависимости Англии, Франции и др. стран от США. «П М.» не обеспечил улучшения материального положения широких трудящихся масс стран получателей, поскольку повлек за собой гонку вооружений, увеличение налогов и рост цен на товары первой необходимости.

В связи с расширением военных приготовлений в рамках НАТО «П. М.» уже в 1951, раньше своего предполагавшегося завершения, перерос в программу предоставления американской военной помощи западноевропейским странам В октябре 1951 американский конгресс принял закон о преобразовании Администрации экономического сотрудничества в Агентство взаимной безопасности, перед к-рым в качестве первоочередной была поставлена задача снабжения американских союзников вооружениями.

«П. М.» положил начало послевоенному политическому и экономическому расколу Европы, созданию военнополитического блока западных стран под эгидой США и способствовал усилению «холодной войны» против социалистических стран.

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Том 2 — М.: Политиздат, 1971, стр. 528-529

«МАРШАЛЛА ПЛАН» так называемая программа восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны 1939—45 путём предоставления ей экономической помощи со стороны США. Ставил своей целью поддержать пошатнувшиеся в результате войны позиции капитализма в Западной Европе, воспрепятствовать прогрессивным социальным изменениям в странах континента, создать объединённый фронт империализма против нараставшего освободительного движения в мире, и в первую очередь против СССР и складывавшейся мировой системы социализма. М. п. и так называемая доктрина Трумэна (см. Трумэна доктрина) предшествовали и способствовали созданию агрессивного блока НАТО (1949). Идея М. п. была выдвинута государственным секретарём США Дж. К. Маршаллом
Джордж Кэтлетт
МАРШАЛЛ
(1880 — 1959)
Госсекретарь США 1947—1949, генерал армии
(См.: Биографию)
5 июня 1947 в выступлении в Гарвардском университете. Она была поддержана Великобританией и Францией, предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь — июль 1947) создать в Европе организацию или «руководящий комитет», который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран и определял развитие главных отраслей промышленности, что на деле означало бы вмешательство во внутренние дела этих стран. В противовес М. п. СССР выдвинул предложения, направленные на обеспечение равноправного экономического сотрудничества при уважении национального суверенитета государств, однако они были отклонены западными державами, в связи с чем СССР и страны народной демократии отказались быть участниками М. п. Согласие на участие в нём дали 16 капиталистических государств — Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В июле эти страны заключили конвенцию о создании Организации (первоначально комитет) европейского экономического сотрудничества, которая должна была разработать совместную «программу восстановления Европы». М. п. начал осуществляться с апреля 1948, когда в США вошёл в силу закон о 4-летней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений; соглашения были подписаны в 1948 со всеми вышеназванными странами (исключая Швейцарию, которая отказалась подписать такое соглашение, хотя и участвовала в М. п.). По этим соглашениям страны — участницы М. п. обязывались способствовать развитию «свободного предпринимательства», поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчёты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением М. п. была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями.

Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 США израсходовали по М. п. около 17 млрд. долларов, причём основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и ФРГ, на которую также был распространён М. п. (двустороннее соглашение между США и ФРГ подписано в декабре 1949). 30 декабря 1951 М. п. официально прекратил своё действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности» (принят конгрессом 10 октября 1951), предусматривавшим одновременное предоставление военной и экономической помощи.

Д. С. Асанов.

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 15. — М.: Советская энциклопедия, 1974, стр. 431, ст. 1279-1281

«МАРШАЛЛА ПЛАН 1947», программа т. н. восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны 1939—45 путём оказания ей экономия, «помощи» со стороны США. Фактически М. п. вместе с доктриной Трумэна
Гарри
ТРУМЭН
(1884 — 1972)
33-й президент США от Демократической партии США 1945—1953.
(См.: Биографию)
представлял собой составную часть агрессивного внешнеполитич. курса США, направленного на поощрение экономия, экспансии амер. монополий, на усиление «холодной войны» и создание агрессивных военно-политич. блоков (см. Трумэна доктрина).

Своё название М. п. получил по имени гос. секретаря США Дж. Маршалла
Джордж Кэтлетт
МАРШАЛЛ
(1880 — 1959)
Госсекретарь США 1947—1949, генерал армии
(См.: Биографию)
. Выражая волю амер. монополистов, Маршалл в июне 1947 предложил план «помощи» со стороны США странам Европы якобы для преодоления экономия, трудностей, вызванных 2-й мировой войной. В действительности М. п. являлся выражением курса амер. империалистов на закабаление стран Европы и превращение их в свой военно-стратег. плацдарм для подготовки агрессии против Сов. Союза и др. европ. социалистич. гос-в. США стремились поддержать пошатнувшиеся в результате войны позиции капитализма в Зап. Европе, воспрепятствовать прогрессивным социальным преобразованиям в европ. бурж. странах, создать объединённый фронт империализма против Сов. Союза и складывающейся мировой системы социализма, против освободит. движения в мире. С помощью М. п. они намеревались подорвать экономич. развитие СССР, реставрировать капиталистич. порядки в тех европ. странах, где был установлен народно-демократич. строй.

Великобритания и Франция, поддержавшие идею М. п., предложили на Парижском совещании министров иностр. дел Англии, Франции и СССР (июнь — июль 1947) создать в Европе организацию или руководящий комитет, к-рый стоял бы над европ. гос-вами и под флагом выявления ресурсов и учёта нужд европ. стран фактически вмешивался бы в их внутр. дела, определял направление развития гл. отраслей их пром-сти. СССР решительно отверг эти предложения и в противовес М. п. выступил за обеспечение равноправного экономия, сотрудничества при уважении нац. суверенитета. СССР и европ. страны нар. демократии отказались быть участниками М. п. Первоначально участниками М. п. были 16 капиталистич. гос-в — Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. Затем действие М. п. было распространено на ФРГ. На Парижской конференции стран—участниц М. п.

(12—15 июля 1947) была создана Организация (первоначально комитет) европ. экономич. сотрудничества, имевшая задачей составление «программы восстановления Европы».

М. п. действовал с апр. 1948 по окт. 1951. Амер. «помощь» предоставлялась странам на таких условиях, как отказ их от политики национализации пром-сти, сохранение свободы частного предпринимательства, поощрение частных амер. инвестиций, свободный доступ амер. товаров в эти страны при одностороннем снижении ими таможенных тарифов, ограничение торговли с социалистич. странами и т. д. Одновременно США получили фактически право на стр-во воен. баз на тер. этих стран. Контроль за исполнением М. п. осуществляла специально созданная Администрация экономич. сотрудничества, к-рая возглавлялась крупными финансистами и политич. деятелями США. Американские ассигнования странам Европы направлялись с таким расчётом, чтобы они обеспечивали экономич. интересы амер. монополий, а также соответствовали военно-стратег. планам США милитаризации Зап. Европы.

Помощь по М. п. предоставлялась гл. обр. в форме займов и безвозмездных субсидий. Осн. долю (ок. 60% ) общей суммы, выделенной США для «помощи» по М. п., получили Англия, Франция, Италия и ФРГ. США навязали «маршаллизованным» странам гонку вооружений. На воен. расходы эти страны затрачивали значительно больше, чем получали по М. п. В ФРГ с помощью США была восстановлена воен. пром-сть. В окт. 1951 М. п. прекратил существование и был заменён программой воен. помощи США своим союзникам по агрессивному блоку НАТО. Администрация экономич. сотрудничества была преобразована в Агентство взаимной безопасности, гл. задачей к-рого стали поставки оружия европ. союзникам США.

М. п. положил начало послевоен. расколу Европы, сколачиванию агрессивного Североатлантического блока (НАТО), способствовал усилению междунар. напряжённости, раздуванию «холод-вой войны» против СССР и др. государств социалистич. содружества.

А. Н. Ратников.

Советская военная энциклопедия. Том 5 — М.: Воениздат, 1978, стр. 169-170

«МАРШАЛЛА ПЛАН» — программа т. наз. «восстановления и развития» Европы после второй мировой войны на основе предоставления эконом, помощи со стороны США; официально выдвинут госсекретарем США Дж. К. Маршаллом
Джордж Кэтлетт
МАРШАЛЛ
(1880 — 1959)
Госсекретарь США 1947—1949, генерал армии
(См.: Биографию)
5 июня 1947. Фактически был направлен на то, чтобы укрепить позиции капитализма в Западной Европе и воспрепятствовать прогрессивным социальным изменениям в этом регионе.

По предварительной договоренности с США дальнейшую инициативу по реализации идеи «М. п.» проявили Великобритания и Франция, предложившие СССР обсудить вопрос о претворении плана в жизнь.

На совещании министров иностр. дел Великобритании, Франции и СССР, состоявшемся 27 июня—2 июля в Париже (Парижское совещание 1947), Советский Союз подверг решительной критике позицию западных держав, пытавшихся под флагом оказания «помощи» создать механизм вмешательства во внутренние дела европейских гос-в. В советском заявлении, сделанном на совещании 2 июля, отмечалось, что англо-французские предложения рассчитаны на укрепление осуществляемого западными державами раскола Германии и разделение Европы на 2 группы гос-в, а американские кредиты будут служить делу использования одних европейских стран против других.

В связи с этим СССР отказался участвовать в «М. п.». Страны народной демократии поддержали советскую позицию. Кроме Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии от участия в «М. п.» отказалась также Финляндия.

12—15 июля 1947 в Париже состоялась конференция 16 стран, примкнувших к «М. п.» (Великобритания, Франция, Австрия, Бельгия, Дания, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Турция), к-рая учредила Комитет европейского эконом, сотрудничества, имевший задачей составление сводной заявки на американскую помощь. Запрошенная комитетом сумма в 29 млрд. долл, была значительно урезана конгрессом США.

«Закон о помощи иностранным государствам», регулирующий осуществление «М. п.», был принят американским конгрессом лишь 3 апреля 1948. По этому закону оказание эконом, «помощи» западноевропейским странам должно было осуществляться на основе двусторонних соглашений (подписаны всеми участниками Парижской конференции, за исключением Швейцарии, в июне 1948, ФРГ — в декабре 1949) при соблюдении гос-вами-получателями таких условий, как отказ от национализации промышленности и предоставление полной свободы частного предпринимательства, одностороннее снижение таможенных тарифов на ввоз американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами.

Контроль за исполнением «М. п.» был возложен на созданную в США Администрацию эконом, сотрудничества. Для составления заявок западноевропейских стран из их представителей была учреждена Организация европейского эконом, сотрудничества.

За 4 года осуществления «М. п.» размеры американской помощи составили ок. 17 млрд. долл. Помощь по «М. п.» оказывалась преимущественно в виде поставок предметов потребления на основе займов и безвозмездных субсидий. Ок. 60% всех сумм приходилось на долю Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. Восстановление в западноевропейских странах отраслей промышленности, конкурирующих с промышленностью США, задерживалось.

Уже к 1951 «М. п.» фактически превратился в программу предоставления западноевропейским странам американской военной помощи (см. «Взаимного обеспечения безопасности» программа).

«М. п.» положил начало послевоенному полит, и эконом, расколу Европы, созданию военно-полит. блока западных стран под эгидой США (см. Организация Североатлантического договора), способствовал усилению «холодной войны» против социалистических стран и росту зависимости многих гос-в Западной Европы от США.

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 4-е. Том 2 — М.: Наука, 1985, стр. 184-185


Публикация:

  • FRUS, 1947, vol. 3. The British Commonwealth; Europe. Wash., 1972, p. 197— 484.

Литература:


Ссылки:

Википедия (ru)

Википедия (en)

История США в документах


Тема:

Категория: Джордж Маршалл


Категория: Нидерланды, Дания, Бельгия, Италия, Австрия, Люксембург, Греция, Великобритания, Франция, Даты, Июнь 1947, Исландия, Швеция, Турция, Норвегия, Швейцария, США, Португалия, Ирландия | Теги: Маршалл Д., США, план Маршалла, доктрина Трумэна
Просмотров: 728 |