Главная » События. Персоны. Даты » 1948 » Февраль 1948

1948. 23 февраля — 6 марта. Первый раунд сепаратного совещания США, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга по «германскому вопросу» в Лондоне
Добавлено 06.10.2018, 20:23, Изменено 06.10.2018, 20:30

23 февраля — 6 марта 1948 — Первый раунд сепаратного совещания США, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга по «германскому вопросу» в Лондоне. Второй раунд совещания состоялся 20 апреля — 1 июня 1948.

История международных отношений и внешней политики СССР, 1917—1987 гг. Том 2. Под ред. Г. В. Фокеева. — М.: Междунар. отношения, 1987, стр. 435

ЛОНДОНСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1948 представителей США, Великобритании и Франции по германскому вопросу — происходило 23 февраля —1 июня. Представители Бенилюкса (Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) были приглашены с правом совещательного голоса. На Л. с. присутствовали также военные губернаторы западных зон оккупации Германии.

Л. с. было созвано по инициативе США, в нарушение постановлений Потсдамской конференции 1945 (см.), согласно которым вопросы, касающиеся Германии, подлежат решению четырёх держав — СССР, США, Великобритании и Франции — и должны рассматриваться Советом министров иностранных дел (см.).

Отойдя от принципов сотрудничества держав антигитлеровской коалиции, правящие круги США взяли курс на отделение западных зон оккупации от остальной Германии с целью безраздельного хозяйничания там американских монополий, образования западногерманского государства и превращения его в американский стратегический плацдарм против СССР и стран народной демократии.

В феврале 1948 для оформления окончательного отделения западных зон от остальной Германии США решили созвать совещание трёх западных оккупирующих держав.

Советское правительство 13 февраля обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с идентичными заявлениями, в которых указало, что вопросы, назначенные к рассмотрению на совещании, «являются такими вопросами, которые могут [стлб. 75] быть решены лишь с общего согласия всех оккупирующих Германию держав. Созыв указанного совещания в Лондоне является нарушением соглашения о контрольном механизме в Германии и нарушением Потсдамских решений об обращении с Германией как с единым целым» . В связи с этим Советское правительство заявляло, что оно «не будет считать правомерными решения, которые будут приняты на этом совещании» .

Сепаратные действия западных держав, направленные на срыв демилитаризации и демократизации Германии, вызвали тревогу в Чехословакии, Польше и Югославии — государствах, наиболее пострадавших от гитлеровской агрессии (см. Пражское совещание).

Однако западные державы игнорировали заявление Советского Союза и трёх названных стран. Совещание по расчленению Германии открылось в Лондоне 23 февраля и протекало в обстановке полной секретности. 6 марта заседания Л. с. были прерваны до апреля. В изданном коммюнике говорилось, что обсуждение вопросов безопасности и территориальных перенесено на вторую сессию Л. с., а по остальным пунктам повестки дня «достигнута широкая степень соглашения».

Советское правительство в тот же день выступило с протестом против раскольнических действий западных держав и в ноте правительствам США, Великобритании и Франции повторило, что принятые в Лондоне решения не могут иметь законной силы и международного авторитета, т. к. являются прямым нарушением Потсдамских решений об обращении с Германией как с единым целым. В советской ноте вскрывалась также связь американских планов в отношении Германии с планами сколачивания военно—политического «западного союза».

В перерыве между сессиями Л. с. западные оккупационные власти в Германии предприняли ряд новых шагов по углублению её раскола. 20 марта 1948 представители западных держав на заседании Контрольного совета отказались обсуждать декларацию Пражского совещания министров иностранных дел Чехословакии, Польши и Югославии, адресованную Контрольному совету, а также выполнить просьбу советского командования и отчитаться перед Контрольным советом относительно директив, полученных соответствующими оккупационными властями в связи с работой Л. с. Тем самым западные державы показали, что они рвут соглашение о союзном контрольном механизме в Германии. В этой обстановке 20 апреля возобновились заседания Л. с.

Пытаясь замаскировать перед своим народом предательство коренных национальных интересов Франции, французские дипломаты инспирировали в печати шум о «борьбе», «коренных расхождениях» и даже о «тупике» на Л. с. США, естественно, не обращали на это ни малейшего внимания. Когда французская печать, ещё в перерыве между сессиями Л. с., опубликовала сообщения, что, возможно, французская делегация не вернётся в Лондон, в одной из комиссий американского сената немедленно было заявлено, что американские оккупационные власти готовы к созданию западногерманского государства и без согласия Франции. Одновременно американцы цинично угрожали Франции сокращением поставок по «плану Маршалла» в случае её несговорчивости. [стлб. 76]

В результате все участники Л. с. приняли американский план в отношении Германии.

Л. с. закрылось 1 июня. В опубликованном 2 июня кратком коммюнике указывалось, что приняты «согласованные рекомендации по всем затронутым вопросам» , подлежащие одобрению правительствами стран — участниц Л. с. Содержание некоторых из этих рекомендаций было опубликовано 7 июня.

Уже первый пункт решения Л. с. — об участии стран Бенилюкса в разработке политики в отношении Германии — явно нарушал Потсдамское соглашение, предоставившее эти права только четырём оккупирующим державам.

Следующий пункт лондонских рекомендаций был посвящен «роли германской экономики в экономике Европы» . Эту проблему Л. с. «решило» включением Западной Германии в «план Маршалла» , т. е. отказалось рассматривать Германию как единое экономическое целое. Выработанная Л. с. схема т. н. «международного контроля над Руром» предусматривала создание международного органа, в котором 9 мест из 15 приходилось на долю представителей США, Англии и назначаемых этими же двумя державами германских представителей, а остальные 6 мест делились между Францией (3 места) и странами Бенилюкса (3 места). Такая система «контроля» закрепляла безраздельное господство американских монополий и подчинённых им немецких магнатов над Руром, тем более что контроль распространялся лишь на распределение рурского угля, кокса и стали, но отнюдь не на их производство. Вопрос же о ликвидации трестов и картелей в Руре, о передаче рурской промышленности в руки немецкого народа и не ставился на Л. с. Также были обойдены молчанием и репарационные обязательства Германии.

Рекомендации Л. с. содержали, далее, план завершающего акта расчленения Германии—создания марионеточного западногерманского правительства.

Игнорируя задачи демилитаризации и демократизации Германии, ни слова не говоря о подготовке мирного договора с ней, участники Л. с. решили вместо этого ввести в западных зонах т. н. «оккупационный статут» с целью произвольно продлить оккупацию Германии.

Решения Л. с. далеко не ограничились теми, которые были преданы гласности в официальных коммюнике. В соответствии с решениями Л. с. было проведено присоединение Саара к Франции, отторжение от Германии ряда районов в пользу Голландии, Бельгии и Люксембурга и другие действия.

Перед лицом раскольнической политики западных держав 23—24 июня в Варшаве по инициативе Советского Союза (совместно с Польшей) было созвано совещание министров иностранных дел СССР, Албании, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии, которое выступило с разоблачением подлинного смысла лондонских решений. Констатировав, что решения Л. с. являются грубым нарушением Ялтинского и Потсдамского соглашений, восемь министров заявили от имени своих правительств, что отказываются признать за решениями Л. с. «законную силу и какой—либо моральный авторитет». Со своей стороны участники Варшавского совещания выдвинули положительную программу неотложных мер, необходимых для разрешения германской проблемы: 1) Проведение, по соглашению между Советским Союзом, Великобританией, [стлб. 77] Францией и Соединёнными Штатами, мероприятий, обеспечивающих завершение демилитаризации Германии. 2) Установление на определённый срок контроля этих четырёх держав над рурской тяжёлой промышленностью с целью развития мирных отраслей рурской промышленности и недопущения восстановления военного потенциала Германии. 3) Образование, по соглашению между оккупирующими державами, временного демократического миролюбивого общегерманского правительства из представителей демократических партий и организаций Германии в целях создания гарантии от повторения германской агрессии. 4) Заключение мирного договора с Германией соответственно Потсдамским решениям, с тем чтобы оккупационные войска всех держав были выведены из Германии в годичный срок после заключения договора. 5) Выработка мероприятий по выполнению Германией её репарационных обязательств.

Предложенный в решениях Варшавского совещания восьми министров иностранных дел единственнно возможный путь урегулирования германского вопроса был, однако, отвергнут Соединёнными Штатами, Великобританией и Францией. Они стали на путь поспешного проведения в жизнь незаконных, раскольнических решений Л. с. [стлб. 78]

Дипломатический словарь. Том 2. / Гл. ред.: Вышинский А.Я., Лозовский С.А.— М.: Госполитиздат, 1950, стлб. 75—78


Категория: Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Великобритания, Март 1948, Франция, — Германский вопрос 1940-е — 1950-е, Международные конгрессы, конференции и совещания, Февраль 1948, США
Просмотров: 387 |