Главная » События. Персоны. Даты » 1949 » Апрель 1949

1949. 4 апреля. Подписание в Вашингтоне Североатлантического пакта (НАТО)
Добавлено 20.10.2017, 21:32, Изменено 20.10.2017, 23:06

Источники:

Дипломатический словарь. Том 2. — М., 1950.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 3 — М., 1950

Советская историческая энциклопедия. Том 12 — М., 1969

Дипломатический словарь. Изд. 3-е. Том 3 — М., 1973

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 18. — М., 1974

Советская военная энциклопедия. Том 6. — М., 1978

Дипломатический словарь. Изд. 4-е. Том 2 — М., 1985

Библиография

СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ СОЮЗ — агрессивный империалистический блок во главе с США, направленный на разжигание третьей мировой войны - против Советского Союза и стран народной демократии; договор о С.-а. с. подписан 4 апреля 1949.

Подготовка к созданию агрессивного антисоветского союза началась ещё во время второй мировой войны, когда английские правящие круги выдвинули проект блока западноевропейских держав. Враждебные Советскому Союзу замыслы, содержавшиеся уже в этих первоначальных планах, подчеркивались присоединением к активным сторонникам «западного блока»фашистского диктатора Испании ген. Франко, вступившего в переписку по этому вопросу с Черчиллем.

По окончании войны реакционные печать и политические деятели Великобритании, Франции и других западноевропейских стран стали открыто обсуждать проекты «западного блока». Правительство США также приняло участие в создании этого блока. Американские правящие круги выдвинули прямое требование, чтобы предоставление кредитов по «плану Маршалла» было обусловлено созданием антисоветского блока западноевропейских государств.

Одним из главных этапов подготовки «западного блока» явилось Лондонское совещание 1948 (см.) по германскому вопросу. Вслед за тем, 4—12 марта 1948, в Брюсселе состоялось совещание представителей Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга. Подготовленный на этом совещании т. н. Брюссельский пакт о политическом, экономическом и военном сотрудничестве сроком на 50 лет был подписан 17 марта министрами иностранных дел указанных пяти держав. Первые три статьи пакта включают обязательства договаривающихся сторон координировать их экономическую и торговую деятельность. Но истинный смысл пакта заключён в его 4-й статье, посвященной военным обязательствам.

Согласно этой статье договаривающиеся стороны обязуются предоставить друг другу «всякую военную и другую помощь и содействие, находящиеся в их распоряжении». Содержащаяся в этой статье [стлб. 598] ссылка на ст. 51 устава ООН, в соответствии с которой якобы предполагается оказывать помощь, служит лишь для маскировки действительных целей агрессивного военного блока, наносящего удар принципам организации Объединённых наций.

Брюссельский пакт отнюдь не направлен против германской агрессии; участники пакта ещё до его подписания отказались от той политики в отношении Германии, которая была принята Крымской и Потсдамской конференциями, и, напротив, решили отвести недавнему агрессору - Германии - роль основной экономической и военно-стратегической базы «западного блока». С другой стороны, учредители «западного блока» не только с самого начала исключили возможность участия в нём стран народной демократии и Советского Союза, но и не скрывали в своих выступлениях, что пакт направлен именно против этих стран.

«Западный блок» предусматривает также совместные действия его участников против прогрессивных сил в каждой из стран, подписавших Брюссельский пакт. В то же время правительства стран «западного блока» стремятся использовать эту военно-политическую группировку для подавления национально-освободительного движения в их колониях.

На основе Брюссельского пакта в 1948 были созданы руководящие органы «западного блока»: т. н. Консультативный совет в составе представителей пяти государств в Лондоне, военный комитет и штаб «западного блока» во главе с британским фельдмаршалом Монтгомери в Фонтенебло.

США включили во все органы «западного блока» своих наблюдателей. Заключения военного комитета о стратегических планах и военных потребностях должны были представляться на утверждение американскому военному ведомству. Таким образом, уже на этой стадии США фактически примкнули к «западному блоку». Однако англо-американские правящие круги ставили перед собой значительно более широкие цели, чем создание западноевропейской группировки. Эти цели были провозглашены ещё в марте 1946 в речи Черчилля на митинге в Фултоне, происходившем под председательством Трумэна. Как указывается в заявлении Министерства иностранных дел СССР, опубликованном 29 января 1949, эти цели «теснейшим образом связаны с планами насильственного установления мирового англо-американского господства под эгидой Соединённых Штатов Америки». Исходя из этих целей, американское правительство добивалось превращения «западного блока» в ещё более широкую группировку империалистических держав.

17 марта 1948, в день подписания Брюссельского пакта, президент США Трумэн заявил, что США окажут полную поддержку «западному блоку». 11 июня 1948 американский конгресс принял т. н. «резолюцию Ванденберга», призывающую правительство стать на путь прямой поддержки западного военного союза. Одновременно государственный департамент США приступил к переговорам со странами «западного блока» о создании С.-а. с. с участием США и Канады. Чтобы помочь реакционным правительствам Италии, Дании, Норвегии и других стран преодолеть сопротивление парламентской оппозиции и прогрессивных общественных организаций, не желающих втягивания этих стран в военные блоки, в январе 1949 было объявлено об, образовании «Европейского совета», [стлб. 599] не связанного будто бы с «западным блоком» и не имеющего военных целей. На деле «Европейский совет» был призван способствовать дальнейшей ликвидации суверенитета западноевропейских государств, дальнейшему подчинению Западной Европы Соединённым Штатам Америки и облегчить привлечение Западной Германии, а также Италии и других стран к участию в С.-а. с. под флагом «европейского сотрудничества».

Англо-американская дипломатия широко использовала разведку и печать для запугивания малых стране целью привлечения их к С.-а. с. Особое внимание при этом уделялось скандинавским странам, из которых две - Норвегия и Швеция - расположены в непосредственной близости к границам СССР.

29 января 1949 Советское правительство обратилось к правительству Норвегии с просьбой разъяснить позицию норвежского правительства в вопросе о С.-а. с, а 5 февраля - с предложением о заключении пакта ненападения между Норвегией и СССР. Норвежское правительство, однако, отклонило предложение Советского Союза и продолжало вести переговоры о С.-а. с.

Договор о С.-а. с. был подписан в Вашингтоне представителями США, Канады, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Италии, Норвегии, Дании, Исландии и Португалии. Пакт состоит из преамбулы и 14 статей; срок его действия - 20 лет. Статьи пакта предусматривают предоставление военной помощи каждой стране-участнице С.-а. с, в случае если она «подвергнется нападению» какой-либо другой державы. Ст. 4, предусматривающая совместные действия стран, подписавших пакт, в случае угрозы их «политической независимости или безопасности», призвана оправдать вмешательство Соединённых Штатов Америки во внутренние дела тех стран, в которых народ передаст власть в руки демократических партий.

С.-а. с. - «орудие прямой, непосредственной подготовки новой империалистической войны» (Г. М. Маленков).

В соответствии с условиями пакта о С.-а. с. был создан Совет по осуществлению пакта и Комитет обороны - военный штаб, в задачу которого входит разработка планов агрессии. «Целые государства, особенно из числа расположенных поблизости от границ СССР, приспособлены к тому, чтобы обеспечить более удобные плацдармы для англо-американских военно-воздушных сил и для других возможностей нападения на СССР» (из заявления Министерства иностранных дел СССР о Североатлантическом пакте).

Инициаторы С.-а. с. немедленно после его создания начали ещё более энергично проводить политику раскола Германии и восстановления её военно-промышленного потенциала, рассчитывая использовать Западную Германию в качестве плацдарма, арсенала и поставщика пушечного мяса для планируемой ими войны против Советского Союза.

Создание С.-а. с. знаменует грубое нарушение США и Англией международных обязательств, взятых ими на себя в ходе второй мировой войны и после её окончания. Этот агрессивный блок явно противоречит основным принципам устава организации Объединённых наций и открыто демонстрирует стремление агрессивных государств к мировому господству. Он служит орудием правящих кругов [стлб. 600] США и Великобритании в их политике разжигания новой войны.

В качестве вспомогательных военных группировок, призванных наряду с С.-а. с. помочь выполнению экспансионистских планов США, государственный департамент США приступил к созданию и других блоков - Тихоокеанского блока, блока средиземноморских государств и т. д. Ещё раньше, в 1947, США сколотили агрессивный союз стран Латинской Америки (см. Рио-де-Жанейро конференция 1947).

Агрессивная политика империалистических держав была разоблачена как в заявлении Министерства иностранных дел СССР о Северо-атлантическом пакте, так и в меморандуме правительства СССР, переданном в конце марта - начале апреля 1949 большинству правительств, подписавших пакт. Показав, что США, Великобритания и Франция отказались от политики сотрудничества с Советским Союзом и другими миролюбивыми странами, Советское правительство констатировало, что «так называемое «новое направление» внешней политики правящих кругов этих государств заключается в том, что они вернулись к тому старому антисоветскому курсу внешней политики, строившейся на проведении изоляции СССР, которого они придерживались в годы, предшествовавшие второй мировой войне, и который чуть не довел цивилизацию Европы до катастрофы».

Сторонники сохранения мира, составляющие большинство населения во всех странах, резко осудили англо-американских поджигателей войны и создаваемые ими блоки. Воля трудящихся Франции, Италии, Англии и других государств к миру была выражена руководителями коммунистических партий и других демократических организаций этих стран, заявивших, что народы Западной Европы никогда не будут воевать против Советского Союза.

В борьбе за мир объединились сотни миллионов трудящихся, которые повели решительную борьбу против С.-а. с, против поджигателей новой мировой войны. [стлб. 601]

Дипломатический словарь. Том 2. / Гл. ред.: Вышинский А.Я., Лозовский С.А.— М.: Госполитиздат, 1950, стлб. 598—601

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ, Северо-атлантический договор, — договор об агрессивном военном союзе, направленном против СССР, стран народной демократии, против национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, а также против демократических сил в буржуазных странах, подписанный 4 апреля 1949 в Вашингтоне представителями правительств США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии.

А. п. оформил образование империалистич. агрессивного блока во главе с США. Непосредственная подготовка договора была начата летом 1948. Одним из первых шагов в этом направлении было официальное одобрение президентом США Трумэном т. н. Брюссельского пакта (см.), заключённого по требованию США и оформившего Западный союз (см. Западный блок) в марте 1948, причем Трумэн заявил, что США окажут странам Западного блока поддержку, «которой потребует обстановка». 11 июня 1948 американский сенат принял т. н. резолюцию Ванденберга, рекомендовавшую правительству США участие «конституционным путём» в военных блоках. Оговорка о «конституционном пути» означала указание на необходимость соблюдения прерогатив сената при заключении международных договоров и прерогатив конгресса при объявлении войны. В июле 1948 в Вашингтоне начались переговоры между правительствами США, Канады и стран — участниц Брюссельского договора (Англия,Франция,Бельгия, Нидерланды и Люксембург) относительно заключения военного союза с участием всех названных стран. Одновременно по этому же вопросу происходили переговоры стран Западного союза друг с другом. Переговоры наталкивались на многочисленные трудности. Правительство США, стремясь возможно крепче связать своих партнёров по подготавливаемому военному союзу, в то же воемя желало оставить себе руки свободными, ссылаясь при этом на то, что право объявления войны по конституции США составляет прерогативу конгресса. В ходе переговоров США отклонили предложения своих европейских партнёров, прежде всег'о Франции, о т. н. автоматическом действии пакта, предполагающем, что вступление в войну одного из участников договора автоматически влечёт за собой вступление в войну всех остальных его участников. Значительные осложнения возникли также в связи с вопросом о составе участников договора. В ряде стран вокруг вопроса об участии в Атлантическом договоре развернулась серьёзная борьба. США и Великобритания бесцеремонно вмешивались в эту борьбу и во внутренние дела этих стран, содействуя победе реакционных элементов и присоединению этих стран к А. п. Особенно ожесточённая борьба вокруг присоединения к договору развернулась в Норвегии, Италии, Франции, Швеции, Дании, Нидерландах. Правительства нек-рых государств (Швеция, Ирландия) сочли более благоразумным воздержаться от открытого участия в этом авантюристическом агрессивном военном союзе.

29 янв. 1949 Министерство иностранных дел СССР выступило с заявлением о Северо-атлантическом пакте, н к-ром разоблачило Северо-атлйнтическии союз, равно как и Западный союз, как орудия агрессивного англо-американского империализма в его борьбе за мировое господство. В заявлении указывалось также и на то, что этот пакт находится в прямом противоречии с принципами Организации объединённых наций (ООН) и представляет собой «подкоп под Организацию Объединенных Наций». После опубликования текста Северо-атлантического договора правительство СССР 31 марта 1949 направило через своих послов правительствам США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Канады, а 4 апр. 1949 правительствам всех остальных участников А. п., кроме Португалии, с к-рой СССР не имеет дипломатических отношений, меморандум, в к-ром указывалось, что опубликованный текст договора полностью подтвердил всё сказанное в заявлении Министерства иностранных дел СССРот 29 янв.1949. В меморандуме было доказано, что Северо-атлантический договор, невзирая на многочисленные заверения его участников относительно якобы оборонительного характера этого договора, на деле служит целям, не имеющим ничего общего с задачами самообороны, и имеет единственным своим назначением содействие США и Великобритании в их стремлении к завоеванию мирового господства. В меморандуме указывалось также, что договор предназначается для устрашения государств, но согласных подчиниться диктату англо-американской группировки, и подробно раскрывались вопиющие противоречия между текстом договора, с одной стороны, духом и буквой устава Организации объединённых наций, — с другой.

В преамбуле (вводной части) Атлантического договора делается лицемерная ссылка на верность участников договора целям и принципам устава ООН и на их желание поддерживать мир. Однако, как указывал И. В. Сталин, — «из истории Европы мы знаем, что каждый раз, когда заключались договоры о расстановке сил для новой войны, они, эти договоры, назывались мирными. Заключались договоры, определяющие элементы будущей войны, и всегда заключение таких договоров сопровождалось шумом и криком насчёт мира» (Соч., т. 7, стр. 274.). Характерно, что нек-рые положения преамбулы близки к аналогичным заявлениям, содержавшимся в договорах, оформивших в своё время блок фашистских агрессоров — т. н. ось Берлин — Рим.

А. п., подчиняющий его участников империализму США, ставит своей целью сохранение реакционных режимов и борьбу с демократии, движениями. Этому, в частности, служит ст. 2, предусматривающая установление более тесного сотрудничества между участниками пакта в деле совместной охраны существующего общественно-политического строя и в области экономики.

Статья 4 предусматривает сотрудничество между участниками договора в случае, если, по мнению кого-либо из них, окажется под угрозой территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любого другого его участника. Упоминание о «безопасности» позволяет распространить действие пакта также и на случай подавления каких-либо демократических движений внутри той или иной страны.

Договор предусматривает также взаимное содействие его участников всемерному усилению их вооружений (ст. 3). На практике эта статья означает «помощь» США вооружению других участников [стр. 372] договора в тех размерах, в к-рых этого требуют американские планы подготовки новой мировой войны, и подчинение вооружённых сил остальных участников А. п. американскому руководству.

Вскоре после заключения Атлантического договора правительство США приняло программу вооружения его участников. Статья 5, являющаяся важнейшей статьёй договора, предусматривает взаимное сотрудничество, к-рое включает «применение вооруженной силы», причём такое применение может иметь место с целью «восстановить и поддержать безопасность района северной части Атлантического океана» (газ. «Правда», 1949, 20 марта, № 79, стр. 4). Нарочито неопределённый характер этой статьи, позволяющий подводить под неё любые агрессивные военные выступления участников пакта, ещё усиливается содержанием ст. 6, в к-рой даётся чрезвычайно широкое толкование понятию «вооруженное нападение» на участников договора. Согласно этой статье, какой-нибудь инцидент с кораблём или с самолётом, принадлежащим любому из участников А. п., может быть легко истолкован как «вооруженное нападение» на него и использован в качестве предлога для вооружённой агрессии.

А. п., и прежде всего, ст. 5, предусматривающая применение вооружённой силы без каких-либо полномочий от Совета безопасности, открыто нарушает постановления Устава Организации объединённых наций, ст. 53 к-рого гласит, что никакие принудительные действия не предпринимаются, в силу региональных соглашений или региональными органами, без полномочий от Совета безопасности. «Северо-атлантический договор не только не содействует укреплению мира и международной безопасности, что является обязанностью всех членов Организации Объединенных Наций, но он находится в прямом противоречии с принципами и целями Устава ООН и ведет к подрыву Организации Объединенных Наций» («Меморандум Правительства СССР о Северо-атлантическом договоре» 31 марта 1949, см. газ. «Правда», 1949, 1 апр., стр. 2). Попытки участников А. п. представить последний в качестве регионального оборонительного соглашения, предусматриваемого Уставом ООН, совершенно несостоятельны. Кроме того, Устав ООН имеет в виду заключение региональных соглашений лишь между членами ООН, в то время как к А. п. привлечены государства, не являющиеся членами ООН (Италия, Португалия).

Статья 8 договора содержит лживое утверждение, будто бы ни одно из международных соглашений, действующих к моменту заключения Атлантического пакта между участниками договора и третьими государствами, не находится в противоречии с положениями А. п. На самом деле Атлантический договор явно противоречит англо-советскому договору от 26 мая 1942 и франко-советскому договору от 10 дек. 1944 о союзе и взаимной помощи. Эти договоры в числе других положений содержат статьи, запрещающие сторонам заключать союзы и принимать участие в каких-либо коалициях, направленных против другой договаривающейся стороны. Между тем, антисоветская направленность А. п. признаётся самими его инициаторами. Председатель комиссии по ассигнованиям палаты представителей США Кэннон, откровенно признал, что договор направлен против Советского Союза. Кэннон заявил также, что для осуществления своих замыслов США нет надобности посылать в Европу свои наземные войска. «Мы должны снарядить солдат других стран и пусть они посылают на гибель свою молодежь, вместо того, чтобы мы посылали свою».

Статья 9 А. п. полностью вскрывает его агрессивный характер, предусматривая создание уже в мирное время постоянных военных органов, имеющих действительной целью заблаговременную подготовку к агрессивным действиям.

Статья И, предусматривающая проведение постановлений договора в жизнь в согласии с конституционными постановлениями его участников, имеет целью дать возможность Соединённым Штатам Америки держать своих партнёров в неизвестности относительно позиции, к-рую займут в том или ином конкретном случае Соединённые Штаты Америки, и, таким образом, является в руках США дополнительным орудием для давления на других участников договора.

«Совершенно ясно, ради каких именно целей создан в 1949 году Северо-атлантический военный пакт. Это — орудие прямой, непосредственной подготовки новой империалистической войны» (Маленков Г. М., 32-ая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, 1949, стр. 20).

Подписание А. п. и последующая его ратификация были встречевы бурным протестом со стороны демократических сил во всём мире. Одним из наиболее ярких выражений этого протеста явился заседавший одновременно в Париже и в Праге Всемирный конгресс сторонников мира (апрель 1949), участники к-рого представляли 600 млн. людей, объединившихся в борьбе за мир в странах всего мира. Борьба против А. п. развернулась во всех странах и приняла формы кампании в демократия, печати, массовых собраний и митингов трудящихся, подачи петиций и т. д.Трудящиеся капиталистмч. стран всё яснее сознают, что представляет собой американский империализм и каковы его истинные цели. Подобострастные восторги по случаю подписания Северо-атлантического договора со стороны правящих кругов ряда европейских стран, включая и правых «социалистов», не обманули народные массы относительно истинных намерений США. Английским лейбористам, этим прожжённым специалистам по обману народов, вкупе с французскими, бельгийскими и иными правыми «социалистами», выступившими с восхвалением А. п., не удалось скрыть от масс подлинного смысла происков американского империализма. Даже и в нек-рых буржуазных кругах в ряде стран имеют место выступления против А. п., к-рый втягивает его участников в авантюристич. политику американского империализма. В неразрывной связи с политикой США по сколачиванию и использованию агрессивного А. п. находится их политика, имеющая целью превращение Западной Германии, Японии, франкистской Испании и Югославии, подпавшей под власть шпионско-диверсионной фашистской клики Тито, в военные плацдармы против СССР и стран народной демократии.

Заключение А. п. сопровождалось различными подготовительными мероприятиями, направленными к образованию других агрессивных военных блоков— Средиземноморского, Тихоокеанского и др. В заявлении Министерства иностранных дел СССР от 29 янв. 1949 указывалось, что «... и Западный Союз и межамериканская группировка государств, так же как и подготовляемые теперь пакты средиземноморских государств, скандинавских стран, стран Юго-восточной Азии и тому подобное, тесно связаны с осуществлением целей Северо-атлантического пакта, имеющего направляющее значение в англо-[стр. 373]американских планах установления господства и в Западной Европе, и в Северной Атлантике, и в Южной Америке, и в Средиземном море, и в Азии, и в Африке, и всюду, куда только дотянутся руки».

А. п. служит также стремлению США и Англии запугать силы демократия, антиимнериалистич. лагеря, возглавляемого Советским Союзом. Однако А. п. не достиг и не может достигнуть этой цели. Отметая все попытки навязать ему волю англо-американских империалистов, СССР непоколебимо проводит свою политику, направленную на обеспечение прочного демократия, мира.

За военной шумихой, поднятой организаторами А. п., скрывается не сила, а слабость этих претендентов на мировое господство, стремящихся скрыть эту слабость бряцанием оружия и подписанием разного рода «западных» и «атлантических» пактов. Военная и политическая слабость Атлантического союза обусловливается растущим сопротивлением демократических элементов агрессивной политике англо-американского империализма, нарастающими экономия, трудностями, а также углублением противоречий между участниками А. п., к-рые подвергаются жестокой эксплуатации со стороны американского империализма, стремящегося использовать своих партнёров для осуществления собственных агрессивных планов. [стр. 374]

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 3 — М.: Большая сов. энциклопедия, 1950, стр. 372—374

СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ 1949 — договор, заложивший основу создания НАТО [NATO, сокр. от North Atlantic Treaty Organization (Организация Северо-атлантич. договора)], агрессивной воен. группировки, нанрав. против социалистич. стран и нац.-освободит. движения; нек-рые гос-ва—члены НАТО связаны с СЕАТО, СЕНТО и др. воен. блоками. Подписан 4 аир. 1949 в Вашингтоне представителями пр-в США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии; в 1952 к нему присоединились Турция и Гр ецпн, а в 1955 — ФРГ. С.-а. и. состоит из преамбулы [стлб. 662] и 14 статей. Ст. 5 — важнейшая статья С.-а.п. — предусматривает. вопреки Уставу ООН, применение вооруж. сил его участниками без каких-либо полномочий от Совета Безопасности (пакт обязывает его участников лишь уведомлять Совет Безопасности о принятых ими мерах). Ст. 6 устанавливает, что любое «нападение» на корабли или самолеты участника С.-а.п. создает ситуацию, предусмотренную в ст. о пакта. Ст. 4—о «консультациях» участников С.-а.п. «в случае угрозы их терр. целостности, полптич. независимости или безопасности» — имеет целью обосновать неспровоцированную агрессию, а также вмешательство крупнейших империалнстпч. держав — членов НАТО во внутр. дела др. стран — ее членов.

С.-а.п. наряду с др. документами, принятыми НАТО, определяет ееструктуру. Высшие руководящие органы этой орг-ции: Совет НАТО (высший политич. орган), состоящий из мин. иностр. дел,обороны и финансов стран— членов НАТО (созывается 2 раза в год—весной и зимой); К-т планирования обороны (занимается воен. вопросами, к-рые до 1966 обсуждал Совет НАТО; созывается в том же составе, что и Совет, но без представителей Франции); Военный к-т НАТО (созывается 2 раза в год на уровне мин. обороны и нач. штабов стран—участниц блока). В период между сессиями Совета блоком руководят два органа: Постоянный совет и Постоянный военный к-т (до 1957 — К-т воен. представителей). В Постоянный совет входят спец. представители стран—членов НАТО в ранге послов. Председательствует в Постоянном совете ген. секретарь НАТО [с 1964 —М. Брбзио (Италия)]. Постоянному совету подчинены Междунар. секретариат и ряд др. органов.

Верховным органом стратегия, планирования и оператпвно-стратегич. руководства НАТО до 1 июня 1966 фактически была постоянная группа Воен. к-та (входили нач. штабов США, Англии и Франции), заседавшая в Вашингтоне. В 1966 постоянная группа Воен. к-та была упразднена и ее функции переданы Постоянному военному к-ту, при к-ром был создан .междунар. штаб; к-ту подчинены 3 главных командования объединенными вооруж. силами НАТО: в Европе со штабом в Касто (Бельгия), в р-не Атлантики со штабом в Норфольке (США), в зоне пролива Ла-Манш со штабом в Нортвуде (Англия). Постоянному военному к-ту подчинена также региональная амер.-канадская группа США—Канада. Осн. воен. контингенты, приписанные к НАТО, сосредоточены в зоне Европ. командования, к-рое, в свою очередь, подразделяется на 3 командования: центральноевропейское со штабом в Брюнсюм (Нидерланды) (Объединенные вооруж. силы НАТО в Центр. Европе в 1967 включали 30 дивизий, выделенных 8 странами — членами НАТО и размещенных в осн. на терр. ФРГ); североевропейское со штабом в Кольсосе (Норвегия), к-рому подчинено датско-западногерм. командование в зоне балтийских проливов, и южноевропейское (штаб в Неаполе), в к-рое входит командование военно-морских сил НАТО в Средиземноморье. Верховный главнокомандующий вооруж. силами НАТО в Европе с 1 нояб. 1962—амер. ген. Л. Л. Лемнитцер (этот пост постоянно занимает амер. генерал).

Воен. расходы стран— членов НАТО составляли 21 004 млн. долл. в 1950, 59 013 млн. долл. в 1957, 62 414 млн. долл. в 1960, 73 992 млн. долл. в 1965, 82 169 млн. долл. в 1966, 98 828 млн. долл. в 1967.

Одно из важнейших проявлений агрессивной политики НАТО — ремилитаризация ФРГ, контингенты вооруж. сил к-рой на основе Парижских соглашений 1954 и др. соглашений включены в вооруж. силы НАТО. Зап.-герм, армии отводится роль ударной силы НАТО в Европе. Генералы и офицеры ФРГ занимают высокие командные посты в руководящих органах НАТО. Пост главнокомандующего вооруж. силами в Центр. Европе с 1966 занимают зап.-герм, генералы (до 1968—ген. ([юн Кильманзег, с аир. 1968 — ген. К). Беннекке). ФРГ предоставлены воен. базы в Италии, Бельгии, Нидерландах и др. странах по договоренности с их пр-вами.

США — руководящая сила НАТО — в порядке укрепления воен. мощи этого агрессивного блока стремятся приобщить своих партнеров к вопросам ядерной стратегии. В 1965—66 по инициативе США в органах НАТО велись переговоры о создании «многосторонних ядерных сил», а в дек. 1966 в рамках НАТО были созданы Комитет по делам ядерной обороны (входят страны НАТО без Франции) и подчиненная ему Группа ядерного планирования в составе 7 гос-в: 2 ядерные державы — США и Англия, 2 постоянных члена — ФРГ и Италия и 3 непостоянных члена, заменяемых каждые полтора года (с 1 июля 1968 — Бельгия, Греция и Дания).[стлб. 663] НАТО — замкнутая орг-ция, закрытая для присоединения миролюбивых держав. Пр-во СССР, считая, что включение в НАТО всех великих держав — бывших участников антигитлеровской коалиции могло бы содействовать утрате этой орг-цией ее агрессивного характера, предложило в марте 1954 лр-вам США, Англии и Франции рассмотреть вопрос об участии Сов. Союза в НАТО. Западные державы отклонили ото предложение. В июле 1955 они отклонили сов. предложение о создании системы коллективной безопасности в Европе, вновь подтвердив тем самым агрессивность и антисоветскую направленность Северо-атлантич. союза. Зап. державы неизменно отклоняли предложения стран—участниц Варшавского договора 1955 странам НАТО о заключении пакта о ненападении между гос-вами—членами обеих группировок, неоднократно вносившиеся с 1958, а также предложения о роспуске этих группировок. Они не откликнулись и на бухарестскую Декларацию об укреплении мира и безопасности в Европе (подписана 5 июля 1966). в к-рой участники Варшавского договора, подтверждая готовность к одновременному роспуску обоих союзов, предлагают, по крайней мере, ликвидировать их воен. орг-ции.

С конца 50-х гг. в НАТО отчетливо обозначились кризисные явления. Ряд членов этого блока все более явственно выражает недовольство амер. диктатом. В 1957 Дания заявила об отказе разместить на своей территории ядерное оружие. Норвегия не разрешила строительство на своей территории складов американских ядерных боеголовок.

Серьезным ударом по руководящей роли США в НАТО явился выход Франции из ее воен. орг-ции (1966). Попытки США оказать давление на Францию и заставить ее изменить свою позицию не увенчались успехом. В ряде стран — членов НАТО усиливается недовольство политикой эмбарго на торговлю с социалистич. странами, к-рую проводят США.

Н. Авдеев. Москва. [стлб. 664]

Советская историческая энциклопедия. Том 12 — М.: Советская энциклопедия, 1969, стлб. 662—664

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (НАТО) — военно-политический блок 15 капиталистических государств Европы и Северной Америки — создан в 1949 по инициативе США в разгар «холодной войны». Официальное название блока — «Организация Североатлантического договора» — НАТО.

Североатлантический договор подписан в Вашингтоне 4 апреля 12 странами (Бельгией, Канадой, Данией, Францией, Исландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Англией, Соединенными Штатами Америки). В 1952 к договору присоединились Греция и Турция, в 1955 — Федеративная Республика Германии.

Североатлантический блок создан США в обстановке умышленного нагнетания тревоги и страха под фальшивым предлогом «угрозы с Востока». Участники блока объявили свое детище оборонительной организацией, хотя никто и не угрожал независимости и свободе этих стран. Ссылки на «оборонительный» характер договора призваны замаскировать военный характер блока и его несовместимость с обязательствами США и Англии о сотрудничестве с Советским Союзом в деле поддержания международной безопасности, к-рые эти государства взяли на себя в соответствии с Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями и Уставом ООН. Правительство Советского Союза в своем заявлении показало всю абсурдность утверждений о некоей опасности «советской агрессии» в Европе и указало, что странам — участницам НАТО никто не угрожает, на них никто не собирается нападать, что этот военный блок носит агрессивный характер.

Ст. 5 Североатлантического договора устанавливает, что «вооруженное нападение» на одного или нескольких участников договора в Европе или в Северной Америке будет рассматриваться ими «как нападение на все договаривающиеся стороны». Каждая договаривающаяся сторона «окажет стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, помощь путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими договаривающимися сторонами, такого действия, какое оно сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы...». Ст. 6 определяет географическую сферу действия договора, к-рая охватывает территории всех участников договора, острова «в североатлантическом районе — к северу от тропика Рака», находящиеся под юрисдикцией участников договора, Средиземное море, а также те районы Европы, где в момент вступления договора в силу находились оккупационные войска любой из стран — участниц договора (до 1955 такими районами были Австрия, Западная Германия и Западный Берлин, после 1955—Западный Берлин). Договор предусматривает консультации между странами — членами НАТО «всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность» любой из них «окажется под угрозой» (ст. 4). Формулировка этой статьи позволяет любой стране — участнице блока требовать проведения консультаций и, следовательно, принятия в рамках НАТО определенных мер, даже в том случае, если территория какой-либо страны — члена [стр. 129] блока не находится под угрозой извне, но, по мнению требующего консультаций государства, политическая независимость или безопасность его «окажется под угрозой». С точки зрения правящих кругов стран НАТО, такая «угроза» может возникнуть, напр., в результате массовых забастовок или в случае революционной ситуации в той или иной стране НАТО, что может явиться поводом для вмешательства во внутренние дела стран — участниц НАТО «на основании» ст. 4 договора.

Характерной особенностью Североатлантического договора, вступившего в силу 24 августа 1949, является то, что он, по толкованию его участников, имеет «неопределенный срок действия». Согласно ст. 13 любая страна — участница договора имеет право через 20 лет после его вступления в силу отказаться от участия в договоре и выйти из него через год после уведомления о его денонсации. В ноябре 1968 14 стран —членов НАТО (без Франции) заявили о необходимости «дальнейшего существования» этого блока. Франция сделала оговорку, заявив тогда же, что «если события в предстоящие годы не приведут к коренному изменению в отношениях между Востоком и Западом, то, по мнению французского правительства, Североатлантический союз должен продолжать существовать так долго, как это будет представляться необходимым».

В июле 1966 Франция, несмотря на возражения со стороны своих союзников по блоку, вышла из интегрированной военной организации Североатлантического союза. При этом она осталась участницей Североатлантического договора и, следовательно, членом этого союза. Сообщая о своем решении порвать с военной организацией Североатлантического союза, французское правительство заявило, что этим оно намеревается «восстановить на французской территории полное осуществление своего суверенитета». Франция вывела все свои войска из-под командования НАТО, отозвала своих официальных представителей из военных органов блока (оставив в них военные миссии связи) и отказалась обсуждать военные вопросы в рамках Североатлантического союза. Одновременно она потребовала, чтобы командование НАТО, штаб американских вооруженных сил в Европе, а также военные сооружения США и Канады были переведены с территории Франции.

Местопребывание Совета НАТО было переведено из Парижа в Брюссель. Штаб-квартира командования объединенными вооруженными силами НАТО в Европе была переведена в Касто (близ Монса, Бельгия), штаб-квартира командования в Центральной Европе — в Брюнсум (пров. Лимбург, Нидерланды), военный колледж НАТО — в Рим. Военный комитет, местопребыванием к-рого был Вашингтон (США), был переведен в Брюссель. Была также несколько изменена организационная структура блока.

Страны — участницы Североатлантического союза создали широко разветвленную организацию, состоящую из более чем 200 различных военных, политических и технических советов, комиссий, комитетов и групп экспертов. Вопросы, к-рыми они занимаются, охватывают многие стороны общественной жизни: производство и распределение продовольствия и товаров широкого потребления, вопросы науки, техники, пропаганды, сохранения окружающей человека среды, гражданской обороны, производства вооружений, разработка военных доктрин и концепций и т. д., вплоть до разработки стратегии и тактики ведения ядерной войны.

Основой деятельности всех военных и гражданских органов НАТО является всесторонняя подготовка к войне.

Главные органы Североатлантического блока: сессии Совета НАТО и Комитета планирования обороны. Сессии созываются, как правило, два раза в год. Во время сессий Совета НАТО правительства стран — участниц блока представлены в нем министрами иностранных дел и, в зависимости от повестки дня, также министрами обороны, финансов, экономики. В 1957 сессия Совета НАТО заседала на уровне глав правительств. Президентами сессий, выполняющими почетные функции, являются министры иностранных дел стран — членов блока, сменяющие друг друга ежегодно [стр. 130] в порядке английского алфавита. Председательствует на сессиях генеральный секретарь НАТО. Официальные языки в НАТО — английский и французский.

В периоды между сессиями Совет заседает в составе постоянных представителей государств — членов блока в ранге послов в качестве Постоянного совета НАТО. Заседания Постоянного совета проводятся 2—3 раза в неделю.

В связи с выходом Франции из военной организации блока и ее отказом обсуждать в рамках НАТО военные вопросы рассмотрение этих вопросов на уровне министров, а также на уровне постоянных представителей с 1966 проводится в Комитете планирования обороны. В комитет входят те же представители, что и в Совет НАТО, за исключением Франции. Комитет может созываться одновременно с сессиями Совета или отдельно от них в составе министров обороны.

Решения сессий Совета НАТО и Комитета планирования обороны носят характер рекомендаций и по установившейся в этом блоке практике должны приниматься с согласия всех его участников.

Всю текущую работу, а также подготовку и организацию работы, руководящих органов НАТО осуществляет Международный секретариат под руководством генерального секретаря НАТО.

Международный секретариат имеет в своем составе несколько управлений и исполнительный секретариат.

Генеральный секретарь назначается Советом НАТО, подотчетен ему и не входит в состав какой-либо национальной делегации в НАТО. Он является председателем Совета и Комитета планирования НАТО независимо от уровня, на к-ром собираются заседания этих органов. Он также председательствует на совещаниях Комитета по делам ядерной обороны, Группы ядерного планирования и в ряде других органов блока. За время существования НАТО пост генерального секретаря занимали: Исмей (1952—57, Англия), Спаак (1957—61, Бельгия), Стиккер (1961—64, Нидерланды), Брозно (1964—71, Италия). С октября 1971 пост генерального секретаря НАТО занял представитель Нидерландов Луне.

Военный комитет НАТО — высший военный орган блока. Он состоит из начальников генеральных штабов вооруженных сил стран — членов блока и собирается на свои заседания не менее двух раз в год. Комитет имеет президента, исполняющего официальные почетные функции, сменяющегося ежегодно в порядке английского алфавита, и с 1957 председателя, избираемого начальниками штабов на два года. Франция представлена в комитете, в других военных органах и крупных командованиях блока военными миссиями. Исландия, не имеющая вооруженных сил, может быть представлена в комитете гражданским лицом. Иногда комитет заседает на уровне министров обороны с участием начальников штабов. В периоды между заседаниями комитета непрерывно действует Постоянный военный комитет, в к-рый входят представители начальников генеральных штабов стран НАТО.

Постоянная группа — бывший исполнительный орган Военного комитета,— созданная в 1949 и состоявшая из представителей начальников генеральных штабов вооруженных сил США, Англии и Франции, была упразднена в 1966 после выхода Франции из военной организации Североатлантического союза. Ее функции переданы так наз. Международному военному штабу, к-рый состоит из персонала стран — членов блока, участвующих в военных программах НАТО.

В рамках военных приготовлений Североатлантического союза последних лег важное значение приобрели сразу же после их создания так наз. ядерные органы блока (по официальной терминологии НАТО они относятся к «гражданским» органам союза): Комитет по делам ядерной обороны и подчиненная ему Группа ядерного планирования. Эти постоянные органы, занимающиеся вопросами возможного использования ядерного оружия, были учреждены по инициативе США в декабре 1966 после длительных неудачных попыток НАТО создать многосторонние ядерные силы блока или каким-либо другим образом решить проблему сотрудничества [стр. 131] ядерных и неядерных стран НАТО в области ядерного оружия. В результате создания ядерных органов Соединенные Штаты, не лишаясь своего почти монопольного положения в НАТО в области ядерного оружия, смогли в какой-то мере удовлетворить претензии своих союзников, в том числе неядерных государств блока, на «равенство» в ядерных делах, т. е. на участие в разработке планов возможного применения тактического ядерного оружия.

Комитет по делам ядерной обороны собирается на заседания два раза в год в составе министров обороны 12 стран НАТО (Франция, Исландия и Люксембург в работе ядерных органов блока не участвуют).

Группа ядерного планирования занимается теми же вопросами, что и комитет, но она рассматривает их в деталях. Она заседает на уровне министров обороны тоже два раза в год. В группу входят семь — восемь стран. Из них четыре страны являются постоянными членами группы (США, Англия, Италия, ФРГ), остальные — непостоянными, они назначаются Комитетом по делам ядерной обороны и меняются, как правило, через 18 месяцев.

Объединенные вооруженные силы Североатлантического союза подразделяются на части и соединения, приданные НАТО странами блока в мирное время, и на военные формирования, предназначенные для придания НАТО в случае войны. Как те, так и другие подразделения остаются в мирное время под национальным командованием, но военные формирования, приданные НАТО, регулярно принимают участие в маневрах и военных учениях, проводимых командованиями блока в соответствии с их планами.

В НАТО имеются три основных командования, созданных по географическому принципу. Верховное командование объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (Бельгия, г. Касто, близ Монса), верховное командование в Атлантике (г. Норфольк, Виргиния, США), верховное командование зоны пролива Ламанш (Нортпуд, Англия). Посты верховных командующих в первых двух районах всегда занимали американские генералы и адмиралы, назначаемые по рекомендации президента США. В Европе — генералы Эйзенхауэр, Риджуэй, Грюнтер, Норстэд, Лемницер. С 1969 назначен ген. Гудпейстер. В Атлантике — адмиралы Маккормик, Райт, Деннисон, Смит, Мурер, Холмс, Данкен. С 1972 этот пост занял адмирал Казинс.

Верховные командования руководствуются директивами Военного комитета НАТО, но они имеют право непосредственно обращаться к начальникам генеральных штабов стран НАТО и, при определенных обстоятельствах, к министрам обороны и к главам правительств.

В объединенное командование зоны пролива Ламанш входят представители Англии, Бельгии, Голландии (командующий — английский офицер), США и Канада имеют также Региональную группу планирования (штаб-квартира поочередно в Вашингтоне и Оттаве).

Вышеназванные командования подразделяются по географическому принципу на подрайоны и на командования отдельными видами вооруженных сил. В частности, верховное командование в Европе подразделяется на три командования: в Северной Европе (штаб-квартира в Норвегии, в Колсосе, близ Осло), в Центральной Европе (штаб-квартира в Нидерландах, в г. Брюнсум, пров. Лимбург) и в Южной Европе (штаб-квартира в Италии, г. Неаполь).

Командование войсками НАТО в Европе имело в 1972 в своем распоряжении войска численностью, эквивалентной примерно 60 дивизиям, около 2900 самолетов тактической авиации, примерно 7000 боеголовок тактического ядерного оружия, находящихся под контролем США, и около 2250 различных средств доставки ядерного оружия (авиация, ракеты, артиллерия, несколько подводных лодок, вооруженных ракетами). В 1961 при этом командовании по инициативе США созданы мобильные вооруженные силы, состоящие из восьми пехотных батальонных групп и самолетов поддержки, выделенных Соединенными Штатами, Англией, ФРГ, Италией, Канадой, Бельгией, Люксембургом [стр. 132] (состав участвующих в мобильных силах стран несколько раз менялся). Мобильные силы созданы, как говорится в коммюнике сессии Совета НАТО, «на случай необходимости вмешательства». Они предназначены для немедленного ввода в действие в Европе и в особенности на северном и юго-восточном флангах НАТО. Эти силы проводят свои маневры регулярно, не менее двух раз в год.

Верховное командование в Атлантике включает в себя командование в западной части Атлантики (штаб-квартира в Норфолке, США), командование в восточной части Атлантики (Нортвуд, Англия), командование ударным флотом в Атлантике (ядро этого флота практически составляет 2-й флот США, командование находится на флагманском корабле). С 1967 начало функционировать командование НАТО в Иберийской (юго-восточной) Атлантике с штаб-квартирой в Синтре (предместье Лиссабона, Португалия).

В январе 1968 созданы постоянные военно-морские силы НАТО в Атлантике, подчиненные верховному командованию НАТО в этом районе. Их база находится в Портленде (южное побережье Англии).

Одним из важных элементов военной интеграции в НАТО является так называемая инфраструктура (оборудование тыла), охватывающая территории европейских стран — членов блока. В рамках инфраструктуры в этих странах построено свыше 220 аэродромов, сеть трубопроводного транспорта, хранилища горючих и смазочных материалов, линии проводной и беспроводной связи.

С 1969 в рамках союза начала действовать Промышленная консультативная группа НАТО, в задачу к-рой входит координация работы военной промышленности стран Североатлантического союза.

Ставка на военные приготовления, наращивание военного потенциала НАТО привели к быстрому росту военных расходов государств — членов этого блока В 1949 общие расходы стран НАТО на военные цели составляли 18,7 млрд. ам. долл., в 1959— 61,6 млрд., в 1972—114,5 млрд ам. долл. Т. обр., 14 государств — членов Североатлантического союза (без Исландии, к-рая не имеет вооруженных сил и не несет военных расходов) ежегодно тратят на военные цели больше средств, чем все остальные страны мира, вместе взятые. Более 75% всех военных расходов стран НАТО приходится на долю США, к-рые увеличили свои расходы на военные цели с 13,5 млрд. долл. в 1949 до 81,4 млрд. в 1969. В 1972 эти расходы составили 83,4 млрд. долл. Военные расходы других стран Североатлантического союза по сравнению с 1949 возросли в 4—8 раз.

Доминирующее положение в НАТО занимают США. Опираясь на свой военно-экономический потенциал, США имеют возможность играть в Североатлантическом союзе главную роль. Представители Соединенных Штатов постоянно занимают важнейшие военные посты главнокомандующих объединенными вооруженными силами НАТО.

Военные доктрины и стратегические концепции, принятые в этом военном Североатлантическом блоке, являются доктринами и концепциями американских военачальников. Методы военного строительства и планирования НАТО соответствуют методам, применяемым в Соединенных Штатах Америки.

Большой военный, экономический и в соответствии с этим политический вес в НАТО приобрела Федеративная Республика Германии. Она создала значительные вооруженные силы. В 1955 численность личного состава западногерманского бундесвера составляла 20 тыс. чел. В 1972 его численность возросла почти до 500 тыс. чел., оснащенных современными видами оружия и военного снаряжения, включая средства доставки ядерного оружия. Военные расходы ФРГ возросли с 1955 по 1972 с 1,4 млрд. ам. долл. до 7 млрд. ам. долл. В соответствии с этим вкладом в военные приготовления блока представители ФРГ занимают ряд важных постов в НАТО, в частности посты председателя Военного комитета, командующего объединенными вооруженными силами НАТО в Центральной Епропе и др.

Военные приготовления НАТО, являющиеся стержнем деятельности [стр. 133] Североатлантического союза за все годы его существования, сопровождаются активной политической и пропагандистской деятельностью, направленной против социалистических стран, коммунистического и рабочего движения, против национально-освободительного движения. Проблемы, к-рые рассматриваются в НАТО, не ограничиваются географической сферой действия, указанной в Североатлантическом договоре, а выходят далеко за ее пределы. Например, предметами рассмотрения Советом НАТО являлись суэцкий вопрос, положение в Индонезии, ближневосточная проблема, положение в бывш. бельгийском Конго, в Индокитае, в Африке и др. проблемы. Для постоянного рассмотрения положения на африканском континенте в 1958 в рамках НАТО был создан Комитет по Африке.

Постоянные внешнеполитические консультации в НАТО, участие стран блока в общих военных приготовлениях, их военно-экономическое сотрудничество, предусмотренные Североатлантическим договором, не устранили существующих противоречий между членами Североатлантического союза.

Европейские страны НАТО стремятся ослабить свою зависимость от США, проводить все более самостоятельную политику. Интересы крупных, развитых государств НАТО сталкиваются с интересами малых и менее развитых стран Североатлантического союза.

Чисто военная направленность деятельности НАТО, требующая огромных расходов на военные цели и являющаяся основной причиной напряженного финансового положения в странах Североатлантического союза, становится все более непопулярной среди широкой общественности в странах — членах НАТО. Поэтому участники блока стремятся затушевать его военную направленность и заявляют в пропагандистских целях, будто НАТО превращается в «инструмент разрядки напряженности» и занимается поисками путей к «улучшению отношений между Западом и Востоком». Однако сессии Совета НАТО и, в особенности, Комитета планирования обороны вновь показывают, что главный упор НАТО по-прежнему делает на военные приготовления, дальнейшее наращивание военного потенциала, увеличение военных расходов, особенно европейских стран — членов блока, на чем постоянно настаивают Соединенные Штаты.

Деятельность НАТО создает на европейском континенте обстановку военного противостояния, осложняет международные отношения. Североатлантический союз выступает как фактор, тормозящий решение актуальных международных проблем, в частности проблемы европейской безопасности и развития сотрудничества между народами.

За годы существования НАТО страны — члены затратили на военные цели сумму свыше 1500 млрд. ам. долл. С целью оправдать «необходимость» этих расходов, гонки вооружений и самого существования блока военные и политические руководители НАТО и нек-рых стран — его членов пытаются воскресить миф о «советской угрозе», приписать Советскому Союзу чуждые ему намерения. В связи с этим в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза 30 марта 1971 вновь со всей ответственностью было заявлено, что СССР не имеет территориальных претензий к кому бы то ни было, СССР никому не угрожает и ни на кого не собирается нападать, что СССР выступает за свободное и независимое развитие всех народов, но пусть и с Советским Союзом никто не пробует разговаривать языком ультиматумов и силы.

Неприкосновенность СССР и др. социалистических стран обеспечена мощью Вооруженных Сил СССР, объединенной мощью стран Варшавского Договора, но политика социалистических стран направлена на укрепление мира и безопасности. Агрессивной политике империализма, воплощением к-рой является деятельность НАТО, Советский Союз противопоставляет политику активной зашиты мира и укрепления международной безопасности. XXIV съезд КПСС выдвинул конструктивную программу борьбы за мир и международное сотрудничество. Съезд выступил за отказ от [стр. 134] применения силы и угрозы силой при решении спорных вопросов, за сокращение вооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенно опасно, прежде всего в Центральной Европе. XXIV съезд КПСС подтвердил совместно выраженную странами — участницами оборонительного Варшавского Договора готовность к одновременному аннулированию этого Договора и Североатлантического союза или — в качестве первого шага — к ликвидации их военных организаций. [стр. 135]

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 3-е. Том 3 — М.: Политиздат, 1973, стр. 129—135


Публикация:

Литература:

  • The Department of State Bulletin. Vol. XX, № 507, March 20, 1949, p. 342—350 (пер. с англ.)
  • Маленков Г. М., 32-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, М., 1949;
  • Заявление Министерства иностранных дел СССР о Северо-атлантическом пакте, (М.), 1949;
  • Михайлов В., Североатлантический договор — орудие империалистической агрессии, «Большевик», 1949, № 7;
  • Агрессивная сущность Северо-атлантического договора, «Новое время», 1949, № 15.
  • Петров В. А., Вооруженные силы НАТО, М., 1962;
  • Лидер Ю., НАТО. Очерки истории и доктрины, пер. с польск., М., 1964;
  • Халоша Б. М., НАТО—орудие агрессии. М., 1964.
  • Халоша Б. М. НАТО — орудие империалистической агрессии и авантюр. М., 1970;
  • Армии стран НАТО. Воен.-полит, очерк. М., 1974;
  • История дипломатии. Т. 5. Кн. 1.— 2-е изд., М., 1974., стр. 261—273
  • Симонян Р. Г. Военные блоки империализма. М., 1976, с. 57—132;
  • Военно-блоковая политика империализма. М., 1980;
  • Халоша Б. М. Военно-политические союзы империализма: Основные особенности и тенденции развития в 70-х.— начале 80-х годов. М., 1982.

Тема:

Категория: Севоро-Атлантический договор (НАТО): Хронология

Категория: НАТО (Североатлантический договор): Статьи из газет

Категория: Создание военного блока НАТО: Документы и материалы


Категория: Нидерланды, Канада, Дания, Бельгия, Италия, Люксембург, Великобритания, Франция, Даты, Апрель 1949, Исландия, — Североатлантический договор (НАТО) 1949, Норвегия, США, Многосторонние договоры, соглашения и конвенции | Теги: НАТО
Просмотров: 543 |