Главная » События. Персоны. Даты » 1949 » Январь 1949

1949. 25 января. Сообщение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
Добавлено 20.10.2017, 20:37, Изменено 20.10.2017, 23:05

Источники:

Дипломатический словарь. Том 2. — М., 1950.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 39 — М., 1956

Советская историческая энциклопедия. Том 13 — М., 1971

Дипломатический словарь. Изд. 3-е. Том 3 — М., 1973

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 24. Книга I. — М., 1976

Дипломатический словарь. Изд. 4-е. Том 3 — М., 1986

Библиография

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ — был создан в январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии.

Страны народной демократии благодаря экономической и политической поддержке СССР прочно стали на путь строительства социализма. Дальнейшее хозяйственное развитие этих стран и укрепление их независимости настоятельно требовали расширения экономического сотрудничества между ними и Советским Союзом.

Необходимость этого определялась также политикой англо-американского империалистического блока, бойкотировавшего торговые отношения с СССР и странами народной демократии, т. к. эти страны отказались подчиниться диктату «плана Маршалла» (см.).

Как гласило официальное сообщение, опубликованное 25 января 1949 в результате Московского экономического совещания, С. э. в. создавался на основе принципов «равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием и т. п.»

Совещание признало, что С. э. в. является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие его принципы и «желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеназванными странами».

Устанавливалось, что С. э. в.«будет принимать решения лишь при наличии согласия заинтересованной страны» и что он «будет собираться на периодические заседания поочерёдно в столицах стран-участников». Председательствовать на каждом таком заседании будет представитель той страны, в столице которой происходит это заседание.

Таким образом, принцип полного равноправия — характерная черта С. э. в., отличающая его от системы «экономического сотрудничества», навязанной США странам Западной Европы. [стлб. 748]

Первоначально в состав С. э. в. вошли страны—участницы Московского совещания, а затем были приняты: Албания (февраль 1949) и Германская демократическая республика (сентябрь 1950).

Правительство Югославии, открыто ставшее на путь вражды по отношению к Советскому Союзу и странам народной демократии, не было принято в состав С. э. в. Заявление Югославии о том, что в отношении неё якобы совершён акт дискриминации, было отведено правительством Советского Союза как необоснованное.

Деятельность С. э. в., благоприятствуя расширению экономического сотрудничества между СССР и странами народной демократии, способствовала быстрому восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства этих стран. [стлб. 749]

Дипломатический словарь. Том 2. / Гл. ред.: Вышинский А.Я., Лозовский С.А.— М.: Госполитиздат, 1950, стлб. 748—749

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ — международная экономическая организация, созданная в январе 1949 по решению правительств СССР и европейских стран народной демократии. В состав С. э. в. входят: Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. С. э. в. образован для осуществления более широкого экономич. сотрудничества стран народной демократии и Советского Союза. Он основан на равноправном представительстве входящих в него стран, с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технич. помощи, оказания взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием и т. п. С. э. в. принимает решения лишь при наличии согласия заинтересованной страны. С. э. в. собирается на периодич. заседания в столицах стран-участниц под председательством представителя той страны, в столице к-рой происходит заседание. С. э. в. является открытой организацией, в к-рую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы С. э. в. и желающие участвовать в широком экономич. сотрудничестве с вышеназванными странами. С. э. в. является новым видом экономич. сотрудничества, основанного на полном равенстве и взаимной выгоде стран, участвующих в организации.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 39 — М.: Большая сов. энциклопедия, 1956, стр. 479

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — межправительственная экономич. орг-ция социалистич. стран, созданная в целях содействия, путем объединения и координации усилий стран—членов Совета, планомерному развитию нар. х-ва, ускорению экономич. и технич. прогресса, ускорению индустриализации стран с менее развитой пром-стью; непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов в этих странах. Решение о создании СЭВ (первоначально объединявшего лишь европ. страны) было принято на Экономич. совещании представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, состоявшемся 5—8 янв. 1949 в Москве. В 1949 в СЭВ вступила Албания (с конца 1961 перестала принимать участие в работе СЭВ из-за раскольнической позиции, занятой ее руководителями), в 1950 — ГДР, в 1962 — МНР (после состоявшейся в июне 1962 16-й сессии Совета, утвердившей изменения в его Уставе, к-рые позволили принимать в СЭВ неевроп. страны, разделяющие принципы и цели Совета). Организац. оформление Совета произошло на первой сессии, состоявшейся в апр. 1949. В сент. 1964 было заключено соглашение между СЭВ и пр-вом СФРЮ об участии Югославии в работе органов СЭВ. В качестве наблюдателей в работе органов СЭВ участвуют представители ДРВ, КНДР и Республики Куба. [стлб. 117] До 1966 в работе СЭВ участвовали в качестве наблюдателей представители КНР.

Сотрудничество в СЭВ осуществляется в соответствии с лежащими в основе социалистич. интернационализма принципами полного равноправия, уважения суверенитета и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Соблюдение этих принципов дает возможность успешно преодолевать известные трудности в развитии экономич. сотрудничества социалистич. стран, связанные с различиями в уровне экономич. развития, неодинаковой обеспеченностью сырьевыми ресурсами и др. Формы сотрудничества в рамках СЭВ развиваются и совершенствуются по мере роста и укрепления экономики стран — членов Совета.

На первом этапе (примерно в 1949—57) сотрудничество стран СЭВ в основном охватывало внешнюю торговлю, передачу технич. документации и научно-технич. опыта. В сер. 50-х гг., когда созрели условия для сотрудничества в области произ-ва, были созданы отраслевые комиссии, и страны — члены СЭВ приступили к координации своих экономич. планов. Но только на следующем этапе (1958—62) эта форма коллективной деятельности получила широкое развитие. Состоявшееся 20—28 мая 1958 в Москве Совещание представителей коммунистич. и рабочих партий стран—участниц СЭВ дало принципиальные указания по вопросам разработки перспективных планов развития их нар. х-ва. обратив внимание на необходимость специализации и кооперирования произ-ва, всемерного развития сырьевых отраслей нар. х-ва и энергетики, внедрения новой техники. 2—8 февр. 1960 в Москве было проведено Совещание коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран Европы, посвященное обмену опытом в развитии с. х-ва. Участники совещания признали целесообразным развивать произ-во зерновых и фуражных культур во всех странах — членах СЭВ и высказались за то, чтобы СЭВ изучил возможности специализации в с.-х. машиностроении, а также в производстве химич. средств для нужд с. х-ва. В эти же годы органами СЭВ были приняты рекомендации по специализации и кооперированию произ-ва многих видов продукции машиностроения, пластмасс, синтетич. каучуков, химич. волокон, минеральных удобрений, отдельных видов проката, развитию сырьевой базы стран — членов СЭВ; было принято решение о строительстве нефтепровода «Дружба» и энергосистемы «Мир». Углубилось научно-технич. сотрудничество.

6—7 июня 1962 в Москве состоялось Совещание представителей коммунистич. и рабочих партий стран — участниц СЭВ, к-рое указало, что координация нар.-хоз. планов является основным методом деятельности СЭВ, и одобрило «Основные принципы международного социалистического разделения труда», разработанные 15-й сессией Совета. Это Совещание положило начало третьему этану деятельности СЭВ (1962—69), характеризующемуся углублением и расширением сотрудничества его участников. 24—26 июля 1968 проходило Совещание первых секретарей коммунистич. и рабочих партий и глав пр-в стран — членов СЭВ, к-рое разработало направления работы по координации народнохоз. планов на 1966—70 (дальнейшая работа по координации планов на эти годы проведена так же, как и на 1956—60, 1959—65, странами и органами Совета). 7 июля 1966 в Бухаресте состоялась новая встреча руководителей коммунистич. и рабочих партий и глав пр-в стран — членов СЭВ; ее участники заявили о необходимости дальнейшего развития взаимного сотрудничества.

В соответствии с рекомендациями СЭВ в 60-х гг. был осуществлен ряд крупных экономич. мероприятий: в 1-й пол. 60-х гг. сооружен нефтепровод «Дружба» [стлб. 118] и объединены энергосистемы стран — членов СЭВ (энергосистема «Мнр»), в 1963 заключено соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях, в 1964 организован Междунар. банк экономич. сотрудничества.

Успешное развитие специализации, кооперирования и др. форм экономич. и научно-технич. сотрудничества стран СЭВ находит выражение в социалистич. экономич. интеграции, к-рая представляет собой объективный, планомерно регулируемый процесс сближения, взаимного приспособления и совершенствования экономич. структур этих стран, формирования глубоких и устойчивых связей в ведущих отраслях произ-ва, науки и техники, расширения и укрепления междунар. рынка стран СЭВ путем создания соответствующих экономич., технологич. и организационных условий. Переход к этому новому этапу сотрудничества ознаменовала 23-я (специальная) сессия СЭВ, проводившаяся в Москве 23—26 апр. 1969 с участием первых секретарей ЦК коммунистич. и рабочих партий и глав пр-в стран — членов СЭВ. Сессия постановила приступить к разработке основных направлений дальнейшего развития экономич. и научно-технич. сотрудничества стран — членов СЭВ и конкретных мер, касающихся их осуществления, рассчитанных на длительный перспективный период. Эти меры должны содействовать развитию в рамках СЭВ эффективной, устойчивой междунар. специализации и кооперированию произ-ва, в особенности в отраслях, определяющих технич. прогресс; содействовать развитию связей между мин-вами, хоз. орг-циями, предприятиями, научными, технич., исследовательскими институтами, а также созданию заинтересованными странами по мере необходимости междунар. научно-технич. и др. орг-ций.

В соответствии с решениями сессии создан Инвестиционный банк стран—членов СЭВ, образованы временные рабочие группы по разработке комплексной, рассчитанной на длительную перспективу программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества стран — членов СЭВ.

С учетом решений 23-й сессии начата работа по координации нар.-хоз. планов на 1971—75. Заинтересованным странам рекомендовано осуществить совместное планирование по некоторым видам металлорежущих станков, электронно-вычислит. техники, контейнерной транспортной системы, нек-рым дефицитным видам листового проката, труб и других профилей.

В 1970 заинтересованными странами — членами СЭВ создан Междунар. ин-т экономич. проблем мировой социалистич. системы для комплексной теоретич., методологич. и прикладной разработки проблем социалистич. интеграции. В целях совершенствования договорно-правовых основ экономич. сотрудничества в рамках СЭВ в 1969 было образовано Совещание представителей стран — членов СЭВ по правовым вопросам. Ширится сотрудничество в области строительства хоз. объектов совместными усилиями заинтересованных стран СЭВ. Проводится большая работа по совершенствованию форм внешнеторг. и валютно-финансовых отношений, по стандартизации.

12—14 мая 1970 в Варшаве проходила 24-я сессия СЭВ, на к-рой был рассмотрен вопрос о ходе выполнения решений его 23-й сессии. Сессия одобрила представленные предложения о совершенствовании сотрудничества в области плановой деятельности стран—членов СЭВ и приняла решения, направленные на успешное завершение работ по составлению комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. интеграции стран — членов СЭВ.

Многосторонняя деятельность СЭВ содействует решению ряда актуальных проблем развития нар. х-ва его участников, удовлетворяя все больше их [стлб. 119] потребности в сырье, топливе и энергетике, черных и цветных металлах, продукции химич. пром-сти, машиностроения, радиотехники и электроники. За счет взаимных поставок страны — члены СЭВ удовлетворяют 98% своей импортной потребности в каменном угле, 96% — в нефтепродуктах, ок. 80% — в железной руде, 93% — в машинах и оборудовании. Большую роль при этом играют советские поставки. Они почти полностью удовлетворяют потребности стран — членов СЭВ в нефти и чугуне, на 3/4—в нефтепродуктах и фосфорных удобрениях, на 3/5—в хлопке и прокате черных металлов, почти наполовину в коже, на 70%—в лесоматериалах. Поставки СССР покрывают одну треть импортных потребностей стран — членов СЭВ в машинах и оборудовании. Ок. 90% потребностей стран — членов СЭВ в электрокарах и электротельферах и 20% их потребностей в аккумуляторах удовлетворяет болгарский экспорт. Венгрия обеспечивает основные потребности стран—членов СЭВ в автобусах, дизельных поездах, оборудовании. ГДР обеспечивает страны — члены СЭВ рефрежераторными поездами, цементными заводами, кузнечно-прессовым оборудованием. Из МНР страны — члены СЭВ получают шерсть, пушно-меховое и кожевенное сырье, а также плавиковый шпат. Польша поставляет в страны — члены СЭВ морские суда, комплектное оборудование химич., сахарных, дрожжевых заводов, пассажирские вагоны. Румыния поставляет нефтебуровое и нефтеперерабатывающее оборудование, оборудование химич. промышленности. Из Чехословакии страны — члены СЭВ получают оборудование для химич. пром-сти, металлорежущие станки, электровозы, прокатное и др. оборудование.

Деятельность СЭВ по организации экономич. и научно-технич. сотрудничества способствует быстрому росту экономики стран—членов СЭВ. В 1969 по сравнению с довоен. уровнем пром. произ-во в Болгарии увеличилось в 33 раза, в Венгрии — в 7,7 раза, в ГДР — в 5,6 раза, в МНР — в 17 раз, в Польше — в 15 раз, в Румынии — в 15 раз, в СССР — в 11 раз, в Чехословакии — в 6,6 раза. Доля стран — членов СЭВ в мировом промышленном производстве достигла в 1969 почти одной трети.

Деятельность СЭВ определяется его Уставом, принятым в дек. 1959, с изменениями, внесенными на 16-й (июль 1962) и 17-й (дек. 1962) сессиях СЭВ. Высший орган СЭВ — сессия Совета; главный исполнит. орган—Исполнит. комитет, к-рый имеет Бюро Исполнит. комитета по сводным вопросам хоз. планов. В целях содействия развитию экономич. связей и организации многостороннего сотрудничества в отд. отраслях нар. х-ва созданы постоянные комиссии, а также Совещание представителей фрахтовых и судовладельч. орг-ций стран—членов СЭВ, Совещание руководителей водохоз. органов стран—членов СЭВ и Институт СЭВ по стандартизации. Совет имеет Секретариат, являющийся его экономич. и исполнительно-административным органом (местонахождение Секретариата — г. Москва).

Секретари СЭВ: апр. 1949 — март 1954 — А. И. Лощаков; март 1954 — июнь 1958 — А. А. Павлов; с июня 1958 — Н. В. Фаддеев.

Л. Я. Лукин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. Том 13 — М.: Советская энциклопедия, 1971, стлб. 117—120

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — международная экономическая организация, объединяющая ряд социалистических стран. Создана в 1949 в целях осуществления широкого экономического и научно-технического сотрудничества в соответствии с принципами полного равноправия, уважения суверенитета и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи, в духе социалистического интернационализма.

Члены СЭВ — Болгария, ГДР, Венгрия, Куба, Монголня, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. В 1949 в члены СЭВ вступила Албания, однако с конца 1961 она перестала участвовать в деятельности организации. В работе органов СЭВ принимают участие представители Югославии в соответствии с соглашением между ее правительством и СЭВ от 17 сентября 1964. ДРВ, КНДР принимают участие в работе органов СЭВ в качестве наблюдателей.

16 мая 1973 между СЭВ и Финляндией подписано соглашение о сотрудничестве в области экономики, науки и техники. 14 июля 1973 оно вступило в силу.

Согласно Уставу, принятому на XII сессии Совета в декабре 1959, СЭВ имеет целью содействовать путем объединения н координации усилий стран — членов Совета планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов стран — членов СЭВ. Для осуществления своих целей Совет организует всестороннее экономическое и научно» техническое сотрудничество стран — членов Совета по наиболее рациональному использованию их природных ресурсов; содействует ускорению развития производительных сил, совершенствованию международного социалистического разделения труда; принимает меры по изучению экономических и научно-технических проблем, представляющих интерес для стран — членов Совета; оказывает этим странам содействие в разработке и осуществлении совместных мероприятии в области развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, товарооборота и обмена услугами, обмена научно-техническими достижениями и передовым производственным опытом, в области наиболее эффективного использования основных капиталовложений, [стр. 165] выделяемых странами на строительство важнейших объектов, представляющих интерес для двух или более стран.

С момента создания СЭВ является открытой организацией; до 1962 в него могли вступить страны Европы, разделяющие принципы Совета и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве со странами СЭВ. В 1962 XVI сессия Совета одобрила поправку к Уставу СЭВ, устанавливающую возможность вступления в СЭВ и неевропейских стран, разделяющих цели и принципы Совета.

СЭВ имеет следующую структуру: сессия Совета, Исполнительный комитет, Комитет СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности и Бюро этого комитета, Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству, постоянные комиссии СЭВ, охватывающие все основные отрасли народного хозяйства, Секретариат Совета, Институт СЭВ по стандартизации, Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы. В рамках СЭВ в качестве постоянно действующих органов функционируют также Совещания: руководителей водохозяйственных органов, руководителей ведомств по изобретательству, министров внутренней торговли, представителей стран — членов СЭВ по правовым вопросам. Вопросы координации фрахтования судов обсуждаются на ежегодных Совещаниях представителей фрахтовых и судовладельческих организаций, исполнительным органом к-рых является Бюро координации фрахтования судов.

Сессия Совета — высший орган СЭВ. Состоит из правительственных делегаций всех стран — членов СЭВ. Сессия рассматривает основные вопросы сотрудничества, заслушивает и обсуждает ежегодные доклады Исполнительного комитета о деятельности СЭВ, определяет главные направления деятельности Совета. Созываются сессии ежегодно, поочередно в столицах стран — членов СЭВ.

Исполнительный комитет — главный исполнительный орган СЭВ. Состоит из представителей всех стран — членов Совета на уровне заместителей глав поавительств, по одному от каждой страны. Комитет руководит всеми работами, связанными с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями сессии; осуществляет руководство работой Секретариата Совета, постоянных комиссий и др. органов СЭВ, определяет основные вопросы и направления их деятельности.

Комитет СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности состоит из руководителей плановых органов стран — членов СЭВ. В задачу его, в частности, входят: организация проведения консультаций по основным вопросам экономической политики и координации народнохозяйственных планов; рассмотрение крупных народнохозяйственных проблем и подготовка предложений по этим вопросам для Исполнительного комитета, организация обмена опытом в области планирования и т. п. Комитет имеет Бюро, в к-рое входят представители стран на уровне заместителей председателей центральных плановых органов стран — членов СЭВ.

Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству, в к-ром страны представлены руководителями своих ведомств по науке и технике, организует научно-техническое сотрудничество стран — участниц Совета.

Постоянные комиссии создаются Советом с целью развития экономических и научно-технических связей между странами — членами Совета в отдельных отраслях народного хозяйства. Они состоят из делегаций стран — членов СЭВ. Имеются постоянные комиссии: по электроэнергии, по использованию атомной энергии в мирных целях, по угольной промышленности, по нефтяной и газовой промышленности, по геологии, по черной металлургии, по цветной металлургии, по машиностроению, по радиотехнической и электронной промышленности, по химической промышленности, по строительству, по легкой промышленности, по пищевой промышленности, по сельскому хозяйству, по транспорту, по стандартизации, по валютно-финансовым вопросам, по внешней торговле, по статистике и др.

Секретариат Совета состоит из секретаря Совета, его заместителей и необходимого персонала, [стр. 166] комплектуемого из граждан стран — членов СЭВ. Местонахождение секретариата — г. Москва (СССР). Секретариат готовит или содействует подготовке материалов к заседаниям органов СЭВ, организует или содействует проведению заседаний и совещаний органов Совета, составляет экономические обзоры, подготавливает проекты многосторонних соглашений и др. документы по развитию сотрудничества.

Практическая деятельность СЭВ строится на принципах, определенных Уставом СЭВ и др. нормативными документами Совета и его органов. По вопросам экономического и научно-технического сотрудничества принимаются рекомендации, а по организационным и процедурным вопросам — решения. Рекомендации и решения принимаются лишь с согласия заинтересованных в данном вопросе стран — членов Совета. Рекомендации и решения не распространяются на страны, заявившие о своей незаинтересованности в рассматриваемом вопросе.

С 1956 в рамках СЭВ начала осуществляться координация народнохозяйственных планов, к-рая в настоящее время является основным направлением деятельности СЭВ. Координация осуществляется странами как на двусторонней, так и на многосторонней основе в соответствии с порядком и сроками, устанавливаемыми органами Совета. Результаты работы по координации планов отражаются в заключаемых странами долгосрочных торговых и др. экономических соглашениях.

В декабре 1961 XV сессия СЭВ одобрила проект «Основных принципов международного социалистического разделения труда». Этот документ был одобрен Совещанием представителей коммунистических и рабочих партий стран — членов Совета в июне 1962.

Деятельность СЭВ характеризуется постоянным углублением и расширением экономических и научно-технических связей социалистических стран, совершенствованием форм и методов сотрудничества.

Совместными усилиями пяти стран — членов СЭВ (ВНР, ГДР, ПНР, СССР, ЧССР) сооружен крупнейший в мире нефтепровод; построены газопроводы для транспортировки газа из СССР в Польшу и Чехословакию; объединены энергосистемы европейских стран — членов СЭВ и создано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем (ЦДУ — в г. Праге); создана Организация по сотрудничеству в области черной металлургии («Интерметалл», 1964); создана Организация сотрудничества подшнпинковой промышленности (ОСПП, 1964); организован Институт СЭВ по стандартизации (1962); образован Общий парк грузовых вагонов. По рекомендациям СЭВ создан ряд др. организаций: Международный банк экономического сотрудничества (1963), членами к-рого являются НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР (Устав банка предусматривает возможность вступления в его члены др. стран, а также осуществление расчетов в переводных рублях со странами, не являющимися его членами); Международный инвестиционный банк (1970), членами к-рого являются НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР. Банк предоставляет долгосрочные и среднесрочные кредиты на осуществление в первую очередь мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства.

Крупным событием в деятельности стран — членов СЭВ явилась XXIII специальная сессия СЭВ (апрель 1969), в работе к-рой приняли участие руководители коммунистических и рабочих партий стран — членов СЭВ. Сессия приняла решение о разработке комплексной, рассчитанной на длительный период программы социалистической экономической интеграции. Этот имеющий важное политическое и экономическое значение документ— «Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ» — был затем принят XXV сессией СЭВ (июль 1971). Комплексная программа рассчитана на 15—20 лет и предусматривает поэтапное ее осуществление с учетом интересов каждой страны и [стр. 167] всего содружества в целом. Она охватывает долговременные совместные мероприятия стран СЭВ в области материального производства, науки и техники, внешней торговли и намечает комплексное, наиболее рациональное решение важнейших проблем экономического и научно-техннческого сотрудничества стран — членов СЭВ.

Осуществление Комплексной программы идет по двум взаимосвязанным линиям. Одна из них — это решение важных практических вопросов: разработка проектов совместного строительства, решение конкретных вопросов международной специализации, выбор объектов для совместного планирования, составление координационных планов научно-технического сотрудничества, определение и уточнение объемов и номенклатуры взаимного товарооборота, развертывание деятельности Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка и т. п. Другая линия — это совершенствование планового и экономического механизма интеграции, разработка и внедрение в жизнь новых организационных форм взаимного сотрудничества.

Одним из существенных направлений в реализации Комплексной программы является развитие сотрудничества стран СЭВ в области машиностроения. В 1971 вступило в силу многостороннее соглашение о международной специализации и кооперировании производства оборудования для изготовления изделий из стекла и керамики. В апреле 1972 страны — члены СЭВ подписали соглашение о совместном планировании материально-технической базы контейнерной транспортной системы и сотрудничестве в области ее создания и дальнейшего развития.

Интеграционные мероприятия стран СЭВ охватывают области, непосредственно связанные с повышением материального благосостояния народа, в частности производство бытовой техники. В 1971—72 странами СЭВ началась совместная разработка основных направлений технического развития пищевой промышленности на период до 1985.

Осуществляются мероприятия по развитию сотрудничества и дальнейшей интеграции в области науки и техники. В соответствии с программой подписаны многосторонние соглашения о сотрудничестве в решении важнейших научно-технических проблем, включенных в Комплексную программу; образованы координационные центры, международные коллективы ученых и научно-производственные объединення.

Одним из направлений Комплексной программы является совершенствование планово-экономического механизма сотрудничества. Органами СЭВ определен план разработки экономических и научно-технических прогнозов на период до 1980 и на более длительную перспективу. Начата, в частности, разработка прогноза развития мирового социалистического рынка до 1980 в тесной увязке с прогнозированием развития народного хозяйства.

Идет процесс совершенствования экономических рычагов интеграции. Подготавливаются меры по обратимости переводного рубля в национальные валюты и взаимной обратимости национальных валют этих стран. Совершенствуются организационные формы взаимного сотрудничества.

В осуществлении Комплексной программы может участвовать полностью или частично любая страна — нечлен СЭВ. Полностью может участвовать та страна — нечлен СЭВ, к-рая разделяет цели и принципы программы. Страны — нечлены СЭВ, изъявившие желание участвовать в реализации Комплексной программы или отдельных ее положений, должны заключить с СЭВ соглашение, в к-ром будут определены конкретные условия участия данной страны в этой работе. Участие страны — нечлена СЭВ или ее хозяйственной организации в осуществлении отдельных мероприятий Комплексной программы, разрабатываемых вне рамок СЭВ, осуществляется на основе договоренности этой страны или ее хозяйственной организации соответственно со странами или их хозяйственными организациями, к-рые участвуют в этих мероприятиях.

Разработка мероприятий по осуществлению Комплексной программы проводится заинтересованными [стр. 168] странами также в рамках двусторонних межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в порядке непосредственных связей между компетентными государственными органами, хозяйственными, научно-исследовательскими и др. организациями стран, в рамках создаваемых заинтересованными странами — членами СЭВ международных экономических организаций и путем использования др. организационных форм, к-рые страны признают целесообразными.

Состоявшаяся в июле 1972 XXVI сессия СЭВ, к-рая проходила под председательством главы делегации СССР А. Н. Косыгина, обсудила вопросы осуществления Комплексной программы, рассмотрела доклад Исполнительного комитета СЭВ о деятельности Совета за истекший после XXV сессии период.

Участники сессии дали высокую оценку результатам проведенной в странах и органах СЭВ работы по реализации Комплексной программы и подчеркнули ее важное политическое и экономическое значение для социально-экономического прогресса каждой страны, для дальнейшего сплочения стран СЭВ и усиления воздействия содружества социалистических государств на все мировое развитие.

Сессия рекомендовала странам — членам провести работу по координации планов на следующую пятилетку (1976—80) таким образом, чтобы обеспечить своевременное заключение долгосрочных экономических соглашений; вынесла рекомендации о расширении работы объединенных энергетических систем, в частности путем сооружения заинтересованными странами совместными усилиями мощной линии электропередачи, о расширении сотрудничества в сооружении атомных электростанций; отметила дальнейшее развитие экономических связей стран — членов СЭВ с др. социалистическими государствами, а также с развивающимися и развитыми капиталистическими странами.

XXVII сессия СЭВ (июнь 1973) обсудила вопросы реализации Комплексной программы социалистической интеграции. На сессии отмечалось, что углубление и совершенствование связей, развитие социалистической экономической интеграции, реализация Комплексной программы стали главным содержанием экономического и научно-технического сотрудничества между странами — членами СЭВ.

СЭВ поддерживает контакты с др. международными экономическими организациями. Эти контакты, как правило, осуществляются Секретариатом Совета, к-рый установил и поддерживает все более тесную связь с секретариатами нек-рых экономических организаций ООН, прежде всего с секретариатом ЭКЕ (см. Экономическая комиссия ООН для Европы), а также с секретариатами ряда др. международных организаций. [стр. 169]

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 3-е. Том 3 — М.: Политиздат, 1973, стр. 165—169

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ), межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (5—8 января 1949). В феврале 1949 в СЭВ вступила Албания (с 1961 односторонне перестала участвовать в работе Совета), в сентябре 1950 — ГДР, в июне 1962 — МНР, в июле 1972 — Республика Куба.

Образование СЭВ в период становления мировой системы социализма явилось закономерным следствием усилий коммунистических и рабочих партий социалистических стран, направленных на сближение народов этих стран, развитие более тесного экономического и политического сотрудничества во имя великой цели — успешного строительства социализма и коммунизма и обеспечения устойчивого мира во всём мире (см. Экономическое сотрудничество социалистических стран, Научно-техническое сотрудничество социалистических стран). Цель СЭВ — содействовать путём объединения и координации усилий стран — членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию интеграции социалистической экономической, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности [стлб. 43] труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран — членов СЭВ.

Экономическое и научно-техническое сотрудничество осуществляется на основе принципов социалистического интернационализма, добровольности, уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела друг друга, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Совет организует всестороннее сотрудничество стран-членов в направлении наиболее рационального использования их природных ресурсов и ускорения развития производительных сил; содействует совершенствованию международного социалистического разделения труда путём координации планов развития народного хозяйства, специализации и кооперирования производства (см. Международная специализация и кооперирование производства); предпринимает меры по изучению экономических и научно-технических проблем, представляющих интерес для стран — членов СЭВ, способствует их успешному решению; содействует разработке, согласованию и осуществлению совместных мероприятий в области развития промышленности, науки и техники, сельского хозяйства, транспорта, товарооборота и обмена услугами, научно-техническими достижениями и передовым производственным опытом. Органы СЭВ принимают рекомендации странам — членам СЭВ по экономическим и научно-техническим вопросам и решения по организационным и процедурным вопросам. Все рекомендации и решения принимаются лишь с согласия заинтересованных стран — членов СЭВ, причём каждая страна вправе заявить о своей заинтересованности в любом вопросе, рассматриваемом в Совете. Рекомендации и решения не распространяются на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе, однако каждая из этих стран может впоследствии присоединиться к рекомендациям и решениям, принятым остальными странами — членами Совета.

СЭВ — открытая организация. Членом СЭВ может стать любая страна, разделяющая его цели и принципы и изъявившая согласие принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства. СЭВ может приглашать страны, не являющиеся членами Совета, участвовать в работе его органов на условиях договорённости с соответствующими странами. С 1964 на основе Соглашения между СЭВ и правительством Социалистической Федеративной Республики Югославии в работе органов СЭВ участвует СФРЮ. Последняя по вопросам, представляющим взаимный интерес, участвует в работе органов СЭВ на равных условиях со всеми странами-членами. По приглашениям органов СЭВ в их работе принимают участие представители ДРВ и КНДР. В мае 1973 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Финляндией по вопросам, представляющим взаимный интерес. В июле 1975 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Иракской Республикой; в августе 1975 — Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Мексиканскими Соединёнными Штатами. Страны — члены СЭВ активно сотрудничают с др. странами независимо от их социально-экономических систем.

На начало 1975 СЭВ поддерживал в различных формах отношения более чем с 30 международными, межправительственными [стлб. 44] и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 Совету предоставлен статус наблюдателя в ООН.

Деятельность СЭВ определяется Уставом, принятым Сессией Совета (12-е заседание сессии, декабрь 1959). В Устав СЭВ были внесены изменения на 16-м (июнь 1962), 17-м (декабрь 1962) и 28-м (июнь 1974) заседаниях Сессии СЭВ.

СЭВ имеет (1975) следующую структуру.

Сессия Совета (образована в 1949) — высший орган СЭВ. С конца 60-х гг. делегации стран возглавляются главами правительств. На 16—18-м и 23-м заседаниях Сессии делегации стран возглавлялись первыми (генеральными) секретарями ЦК коммунистических и рабочих партий стран — членов СЭВ. Сессия рассматривает основные вопросы сотрудничества, доклад Исполнительного комитета о деятельности Совета за период между заседаниями Сессии и определяет главные направления работы СЭВ. Созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран — членов СЭВ в порядке названий стран по русскому алфавиту. Могут созываться внеочередные (чрезвычайные) Сессии по просьбе или с согласия не менее 1/3 стран — членов СЭВ.

Исполнительный комитет (создан в 1962) — главный исполнительный орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Руководит совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями Сессии, осуществляет систематическое наблюдение за выполнением странами — членами СЭВ обязательств, вытекающих из принятых ими рекомендаций органов СЭВ, руководит работой комитетов, постоянных комиссий и др. органов СЭВ.

Комитет СЭВ по сотрудничеству области плановой деятельности (образован в 1971), состоит из председателей центральных плановых органов. Его цель — содействовать расширению сотрудничества в области плановой деятельности стран — членов СЭВ, направленной прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции. Главная задача Комитета — выявление важнейших проблем сотрудничества в основных областях народного хозяйства, требующих комплексного рассмотрения на многосторонней основе и разработки эффективных путей их решения. Постоянный рабочий орган Комитета — Бюро в составе заместителей председателей центральных плановых органов стран — членов СЭВ.

Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству (образован в 1971 на базе Комиссии по координации научных и технических исследований), состоит из председателей комитетов, министров, руководителей ведомств по науке и технике. Организует многостороннее научно-техническое сотрудничество стран — членов СЭВ в целях наиболее полного и эффективного использования их научно-технических потенциалов.

Комитет СЭВ по сотрудничеству в области материально-технического снабжения (образован в 1974), его основная задача — развитие и углубление экономического и научно-технического сотрудничества в области материально-технического снабжения, направленного прежде всего на осуществление [стлб. 45] [стр. 19] Комплексной программы социалистической экономической интеграции, организации многостороннего сотрудничества в целях улучшения использования материальных ресурсов, снижения материалоёмкости продукции и повышения на этой основе эффективности общественного производства в каждой стране.

Постоянные комиссии СЭВ по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между странами — членами СЭВ в отдельных отраслях народного хозяйства. Первые постоянные комиссии созданы на основе решения Сессии СЭВ (7-е заседание, май 1956). Состоят из делегаций стран — членов СЭВ, возглавляемых, как правило, соответствующими министрами и руководителями ведомств. В СЭВ более 20 постоянных комиссий: по электроэнергии, использованию атомной энергии в мирных целях, чёрной металлургии, цветной металлургии, нефтяной и газовой промышленности, угольной промышленности, машиностроению, химической промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и др.

Совещания руководителей, представителей компетентных органов стран — членов СЭВ. В рамках СЭВ ведут работу совещания руководителей водохозяйственных органов, представителей фрахтовых и судовладельческих организаций, министров внутренней торговли, представителей стран — членов СЭВ по правовым вопросам, руководителей ведомств по изобретательству, по ценам, государственных органов по труду.

Секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган Совета, состоит из отраслевых и функциональных отделов. Руководящий персонал и специалисты Секретариата комплектуются из граждан стран — членов СЭВ. Местопребывание — г. Москва. Работой Секретариата руководит Секретарь СЭВ и его заместители. Секретарь — главное должностное лицо Совета, представляет СЭВ перед официальными лицами и организациями стран — членов СЭВ и др. стран, а также перед международными организациями.

В составе СЭВ имеются институт стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы. Коммунистические и рабочие партии стран — членов СЭВ направляют деятельность органов Совета на разработку общетеоретических, методологических и идеологических вопросов, определяющих сущность процесса социалистической экономической интеграции и составляющих её элементов, создание и совершенствование высокоразвитого международного механизма экономического и научно-технического сотрудничества.

Формы и методы деятельности СЭВ постоянно совершенствуются в соответствии с задачами, выдвигаемыми коммунистическими и рабочими партиями на каждом этапе социалистического и коммунистического строительства. В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы.

Первый этап (1949—58) — это период становления многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ. Главное внимание уделялось развитию внешней торговли и организации научно-технического сотрудничества, Сессия СЭВ (2-е заседание Сессии, август 1949) приняла рекомендации вести торговлю между участниками на основе долгосрочных соглашений, что позволило упрочить экономику стран СЭВ и гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования и сбыт своей продукции. Большое значение для [стлб. 46] выполнения странами планов индустриализации имели также принятые Сессией СЭВ (2-е заседание) решения о научно-техническом сотрудничестве, которые предусматривали безвозмездную взаимную передачу технической документации. Одновременно СЭВ решает и вопросы производственного сотрудничества, взаимного согласования народно-хозяйственных планов, специализации и кооперирования производства.

Второй этап (1959—62) сотрудничества начался с Совещания представителей коммунистических и рабочих партий стран — членов СЭВ (май 1958). Были заложены основы международной специализации и кооперирования производства; проведена координация планов на 1961—65. В результате были в основном решены проблемы удовлетворения потребностей стран — членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период. По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958) совместными усилиями стран осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. Строительство нефтепровода и возрастающие поставки советской нефти способствовали удовлетворению потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959) была организована параллельная работа объединённых энергосистем «Мир». В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем (Прага).

Третий этап (1962—69) начался с Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран — членов СЭВ (июнь 1962), наметившего дальнейшие пути экономического и научно-технического сотрудничества, Основой деятельности СЭВ стали одобренные Совещанием «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Этот этап характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их народно-хозяйственных планов — основного метода деятельности СЭВ и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации Интерметалл (1964), Общий парк грузовых вагонов (1964), Организация сотрудничества подшипниковой промышленности (1964). В целях содействия развитию внешней торговли стран — членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с др. странами в октябре 1963 было подписано Соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

Начало новому этапу сотрудничества стран — членов СЭВ положено на 23-м (специальном) заседании Сессии Совета (апрель 1969). В её работе участвовали первые (генеральные) секретари ЦК коммунистических и рабочих партий и главы правительств стран — членов СЭВ. Отметив огромные достижения в развитии производительных сил стран социалистического содружества, Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Разработанная коллективными усилиями всех государств — членов СЭВ, эта программа, [стлб. 47] рассчитанная на 15—20 лет, единодушно принята в июле 1971 на 25-м заседании Сессии СЭВ. Её реализация является главным содержанием экономического и научно-технического сотрудничества, представляет собой магистральный путь совершенствования международного социалистического разделения труда, мощное средство интенсификации общественного производства каждой страны — члена СЭВ и всего содружества стран, ускоренного развития научно-технического прогресса.

Придавая большое значение укреплению плановых основ сотрудничества и органичной увязке мероприятий Комплексной программы с народно-хозяйственными планами стран — членов СЭВ, Сессия Совета (29-е заседание, нюнь 1975) одобрила подготовленный Комитетом СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности с участием Комитета СЭВ по научно-техническому сотрудничеству «Согласованный план многосторонних интеграционных мероприятий стран — членов СЭВ на 1976—1980 гг.». Разработка такого плана — качественно новый этап углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Сессия СЭВ (29-е заседание, июнь 1975) поручила Комитету СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности с участием соответствующих постоянных комиссий и Секретариата СЭВ организовать в 1975—77 разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран — членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.

Реализуя Комплексную программу, органы СЭВ подготовили, а страны — члены СЭВ заключили ряд важных многосторонних соглашений, направленных на удовлетворение их потребностей в топливе, энергии и сырье. Заключены соглашения о совместном строительстве в СССР Усть-Илимского целлюлозного (1972), Киембаевского горно-обогатительного асбестового комбинатов (1973), о создании мощностей по производству химических средств защиты растений (1973), предприятий по производству железосодержащего сырья и отдельных видов ферросплавов (1974), о сотрудничестве в освоении Оренбургского газоконденсатного месторождения и строительстве магистрального газопровода из района Оренбург — западная граница СССР длина 2750 км (1974), строительстве (1974) линии электропередачи напряжением 750 кв Винница (СССР) — Альбертирша (ВНР). Подписано Генеральное соглашение (1975) о многостороннем сотрудничестве в создании новых мощностей по производству никель-кобальтсодержащей продукции в Республике Куба и др.

Сессия СЭВ (28-е заседание, июнь 1974) приняла решение о проведении подготовительных работ по созданию Единой электроэнергетической системы заинтересованных европейских стран — членов СЭВ на базе мощных электростанций и межгосударственных линий электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения. В осуществлении этой важнейшей интеграционной проблемы будет сотрудничать [стлб. 48] [стр. 20] также и СФРЮ. Решение топливно-энергетической проблемы совместными усилиями стран — членов СЭВ — яркий пример эффективности сотрудничества этих стран, особенно в условиях переживаемого капиталистическим миром т. н. энергетического кризиса.

В 1971—75 подписаны соглашения о совместном планировании производства металлорежущих станков с программным управлением и о создании материально-технической базы контейнерной транспортной системы, а также 40 многосторонних соглашений о специализации и кооперировании производства машин, оборудования, узлов и агрегатов. Эти соглашения охватывают свыше 3800 наименований продукции.

С 1974 действуют «Положение о стандарте Совета Экономической Взаимопомощи» и Конвенция о применении стандартов СЭВ. С января 1971 начал функционировать Международный инвестиционный банк, созданный странами — членами СЭВ для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы. В 1972—74 страны — члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Деятельность этих организаций — пример практического внедрения новых эффективных форм экономического сотрудничества.

28-я юбилейная Сессия СЭВ (июнь 1974) подвела итоги работы за 25 лет и приняла специальное постановление, в котором отмечалось, что плодотворное сотрудничество стран — членов СЭВ становится всё более важным фактором расцвета их экономики, подъема благосостояния народов и выравнивания уровней экономического развития. Страны — члены СЭВ — наиболее динамичный индустриальный регион мира — опережают по темпам роста любую другую группу государств. Национальный доход стран — членов СЭВ, вместе взятых, в 1973 увеличился по сравнению с 1948 (т. е. за 25 лет) более чем в 8 раз, объём промышленного производства — более чем в 12 раз. На долю этих стран, располагающих 18,5% территории и 9,4% населения земного шара, в 1974 приходилось около 1/3 мирового промышленного производства по сравнению с 18% в 1950. За 5-летие (1971—75) национальный доход стран — членов СЭВ увеличился в целом на 36%, выпуск промышленной продукции — на 46%, среднегодовая продукция сельского хозяйства — на 14%. Достижения стран — членов СЭВ — результат усилий народов этих стран, их тесного экономического и политического сотрудничества, братской взаимопомощи, постоянной заботы об углублении и совершенствовании сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ их коммунистических и рабочих партий. Значительная заслуга в этом и СЭВ как организатора всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества.

Н. В. Фаддеев. [стлб. 49] [стр. 21]

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 24. Книга I. — М.: Советская энциклопедия, 1976, стлб. 43—49, стр. 19—21


Публикация:

  • К созданию Совета Экономической Взаимопомощи // Правда, 25 января 1949, № 25 (11132), стр. 2
  • Устав Совета Экономической Взаимопомощи, в сборнике: Основные документы СЭВ, М., 1970;
  • Основные принципы международного социалистического разделения труда, М., 1962;
  • Многостороннее экономическое сотрудничество социалистических государств (сборник документов). М.. 1967;
  • Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ, М., 1971;
  • Основные документы Совета Экономической Взаимопомощи. М., 1981, 1983. Т. 1, 2;
  • Экономическое совещание стран — членов СЭВ на высшем уровне 12—14 июня 1984 г.: Документы и материалы. М., 1984.

Литература:

  • Фаддеев Н. В., Совет Экономической Взаимопомощи, М., 1969;
  • Иванов Н. И., Международные экономические отношении нового типа, М., 1968.
  • Фаддеев Н. В., Совет Экономической Взаимопомощи, М., 1974.
  • Совет Экономической Взаимопомощи: Цели, принципы, структура, деятельность. М., 1980;
  • СЭВ: сотрудничество равноправное, плодотворное. М., 1982.

Тема:

Категория: Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ): Хронология

Категория: СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи): Статьи из газет


Категория: Чехословакия, Болгария, Польша, Румыния, СССР (до 30 декабря 1922 — РСФСР), Даты, Январь 1949, — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Международные организации, Венгрия | Теги: СЭВ
Просмотров: 774 |