Главная » События. Персоны. Даты » 1955 » Май 1955

1955. 14 мая. Подписан Варшавский договор — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи
Варшавский договор 14 мая 1955
Советская делегация при составлении договора. Слева направо: маршал Иван Конев (первый главнокомандующий Объединенными вооруженными силами стран - участниц Варшавского договора), глава МИД Вячеслав Молотов, председатель Совета министров Николай Булганин и министр обороны Георгий Жуков
Варшава. 14 мая 1955.
Фото © AP Photo ТАСС

Варшавский договор — договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР. Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией; заключён в Варшаве 14 мая 1955 в связи с тем, что в результате ратификации Парижских соглашений 1954 (см.) в Европе сложилась обстановка, характеризующаяся усилением опасности войны и созданием угрозы национальной безопасности миролюбивых государств. В. д. имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности миролюбивых государств и поддержания мира в Европе. Срок действия В. д. —20 лет, с автоматическим продлением его на 10 лет, до тех пор, пока договаривающиеся стороны за один год до истечения срока не передадут правительству Польши заявления о денонсации договора. В. д. допускает возможность присоединения к нему других государств, независимо от их общественного и государственного строя, к-рые выразят готовность путём участия в этом договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов. Ст. 11 В. д. предусматривает, что в случае заключения общеевропейского договора о коллективной безопасности В. д. утратит свою силу. При подписании В. д. правительство ГДР оговорило, что после создания объединённой Германии последняя будет свободна от обязательств, к-рые были приняты той или иной частью Германии до её объединения. Представитель КНР, присутствовавший при подписании В. д. в качестве наблюдателя, заявил, что правительство и народ Китая полностью солидаризируются с В. д. и поддерживают его.

В. д. (ст. 4) устанавливает, что «в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств — участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство — участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами — участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства — участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности». Для осуществления такого рода консультаций и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением В. д., создан Политический консультативный комитет (ПКК), в к-ром каждое государство — участник В. д. представлено членом правительства или другим особо назначенным представителем. Создано также Объединённое командование вооружёнными силами, выделенными но соглашению между участниками В. д. в ведение этого командования. При главнокомандующем Объединёнными вооружёнными силами (ОВС) создан Штаб ОВС государств — участников В. д. с местом пребывания в Москве. Главнокомандующим ОВС назначен маршал Советского Союза И. С. Конев.

27—28 янв. 1956 в Праге состоялось 1-е заседание ПКК, на к-ром было рассмотрено и утверждено положение об Объединённом командовании и решены организационные вопросы, связанные с деятельностью ОВС государств — участников В. д. Было принято предложение делегации ГДР о том, что после создания Национальной народной армии ГДР её вооружённые контингенты будут включены в ОВС. Участники заседания выразили полное единодушие в оценке как международного положения в целом, так и положения, сложившегося в Европе. В принятой на заседании Декларации указывалось, что мирные условия развития европейских народов могут быть лучше всего обеспечены созданием системы коллективной безопасности в Европе, к-рая заменила бы существующие в Европе военные группировки, и выражалась готовность государств — участников В. д. рассмотреть совместно с другими заинтересованными государствами предложения, к-рые отвечали бы этой задаче.

В конце 1956 и начале 1957, в соответствии с Декларацией правительства СССР от 30 окт. 1956 об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими государствами, в Москве состоялись переговоры между правительственными делегациями СССР и Польши (15—18 ноября 1956), Румынии (26 ноября —3 дек. 1956), ГДР (3—8 янв. 1957), Венгрии (20—28 марта 1957), во время к-рых были рассмотрены вопросы, связанные с временным пребыванием советских войск на территориях указанных стран. По этим вопросам соответственно в Варшаве, Берлине, Бухаресте и Будапеште правительством СССР были заключены двусторонние соглашения с правительствами Польши (17 дек. 1956), ГДР (12 марта 1957), Румынии (15 апр. 1957) и Венгрии (27 мая 1957), определяющие правовой статут советских войск, временно находящихся на территориях указанных стран.

Правительство СССР, поддерживаемое государствами — участниками В. д. в целях смягчения международной напряжённости неоднократно выступало с предложениями заключить договор о ненападении между двумя группами государств — участников НАТО и В. д., а также предлагало значительно сократить (а впоследствии и полностью вывести) вооружённые силы США, Англии и Франции, размещённые на территории стран — участниц НАТО, и вооружённые силы СССР, размещённые на территории стран — участниц В. д.; правительство ПНР выступило с предложением создать в Центральной Европе зону, свободную от производства, размещения и применения атомного, водородного и ракетного оружия. Однако эти предложения не встретили положительного ответа со стороны зап. держав. Страны — участницы В. д. неоднократно в одностороннем порядке проводили сокращение своих вооружённых сил, численность к-рых начиная с 1955 была уменьшена на 2477 тыс. чел.; 31 марта 1958 Верховный Совет СССР принял постановление об одностороннем прекращении испытаний атомного и водородного оружия.

24 мая 1958 в Москве состоялось совещание ПКК стран — участниц В. д. Совещание приняло Декларацию государств—участников В. д., в к-рой дан анализ международной обстановки и намечены конкретные пути в деле укрепления мира. Представленные на совещании правительства приняли решение осуществить в одностороннем порядке дальнейшее сокращение вооружённых сил участников В.д. Совещание одобрило предложение Советского правительства о выводе с территории Румынии советских войск, находившихся там в соответствии с В.д., и о сокращении советских войск, находящихся в Венгрии. ПКК принял решение обратиться к государствам — членам НАТО с предложением о заключении пакта о ненападении между государствами— участниками В.д. и государствами — членами НАТО.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 51 (доп.) — М.: Большая сов. энциклопедия, 1958, стр. 54-55

Варшавский договор 1955 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая на Варшавском совещании европ. гос-в по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955 (после сдачи польск. пр-ву на хранение ратификац. грамот всеми участниками В. д.).

Заключение В. д. было вызвано угрозой миру в Европе, создавшейся в результате ратификации зап. гос-вами Парижских соглашений 1954, предусматривавших образование новой воен. группировки — Западноевропейского союза с участием ФРГ и с включением ее в Северо-атлантический пакт 1949. Договор имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности миролюбивых гос-в и поддержания мира в Европе; носит строго оборонит, характер. В соответствии с его условиями и Уставом ООН гос-ва — участники В. д., обязались воздерживаться в своих междунар. отношениях от угрозы силой или ее применения; действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономич. и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутр. дела друг друга и др. стран.

В. д. предусматривает взаимные консультации его участников по всем важным междунар. вопросам, затрагивающим их общие интересы, а также безотлагат. консультации в случае, если, по мнению любого из участников, возникнет угроза вооруж. нападения или произойдет такое нападение на одно или неск. гос-в — участников В. д. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением В. д., создан Политический консультативный комитет (П К К). в к-ром представлены все участники В.д.

В случае вооруж. нападения в Европе на к.-л. из гос-в — участников В. д., каждое гос-во — участник В. д., обязано оказать подвергшимся нападению гос-вам немедл. помощь всеми средствами, какие представляют- ся ему необходимыми, включая применение вооруж. силы. О предпринятых мерах сообщается Совету Безопасности ООН, и они прекращаются, как только Совет примет меры, необходимые для восстановления мира. Участники В. д. приняли соглашение о создании Объединенного командования (ОК) вооруж. силами, к-рые выделены участниками В. д. в распоряжение ОК. При главнокомандующем Объединенными вооруж. силами (ОВС) создан штаб ОВС. Командование войсками каждого участника В. д., выделенными в состав ОВС, осуществляется министрами обороны гос-в — участников В. д., являющимися заместителями главнокомандующего ОВС.

Срок действия В. д. — 20 лет с автоматич. продлением его на 10 лет для тех государств—участников В. д., к-рые за год до истечения срока не передадут пр-ву Польши заявления о денонсации В. д.

В. д. утратит силу в случае заключения общеевроп. договора о коллективной безопасности. Он открыт для присоединения др. гос-в, к-рые выразят готовность способствовать обеспечению мира и безопасности народов. При подписании В. д. со стороны ГДР была сделана оговорка о том, что объединенная Германия будет свободна от обязательств, принятых той или иной ее частью по соответствующим воен.-политич. договорам и соглашениям, заключенным до ее объединения. Представитель КНР, присутствовавший при подписании В. д. как наблюдатель, заявил, что Китайская Народная Республика полностью солидаризируется с В. д. и поддерживает его, принимая во внимание, что мир и безопасность в Азии неотделимы от мира и безопасности в Европе.

На совещаниях ПКК (27—28 янв. 1956. 24 мая 1958, 4 февр. 1960 и 28 — 29 марта 1961) и совещании министров иностр. дел гос-в — участников В. д. и КНР (27 — 28 апр. 1959), а также в порядке индивидуальных действий гос-ва — участники В. д., неоднократно выдвигали предложения зап. державам заменить существующие воен. группировки системой коллективной безопасности в Европе; заключить пакт о ненападении между участниками НАТО и В. д.; создать в Центр. Европе зону, свободную от ядерного и ракетного оружия; сократить, а затем полностью вывести иностр. войска, располож. на терр. гос-в — участников НАТО и В. д. В Декларации гос-в — участников В. д. от 4 февр. 1960 одно из осн. мест занимала проблема разоружения и ликвидации угрозы атомной войны. «Интересы человечества требуют не допустить, чтобы когда-либо было приведено в действие ракетно-ядерное оружие...,— отмечалось в Декларации,— ...Самый верный путь к достижению этой цели — уничтожение всех видов оружия, всех орудий войны, т. е. всеобщее и полное разоружение всех государств». Гос-ва — участники В. д., провели в одностороннем порядке ряд мер, способств. разрядке междунар. напряженности. В 1955—58 они сократили численность своих вооруж. сил почти на 2,5 млн. чел. В связи с врем. пребыванием сов. войск на терр. нек-рых гос-в — участников В. д., были заключены соглашения о статусе этих войск между СССР и Польшей (17 дек. 1956), между СССР и ГДР (12 марта 1957), между СССР и Румынией (15 апр. 1957), между СССР и Венгрией (27 мая 1957). 24 мая 1958 ПКК одобрил сов. предложение, согласованное с пр-вом Румынии, о выводе сов. войск из Румынии (в июле 1958 сов. войска были выведены с терр. Румынии) и о сокращении численности войск СССР, находящихся в Венгрии. — 5 авг. 1961 в Москве состоялось Совещание первых секретарей Центральных Комитетов коммунистич. и рабочих партий стран — участниц В. д., по вопросам, связанным с подготовкой к заключению герм. мирного договора. Участники совещания выразили свою готовность всеми мерами содействовать достижению согласованного с зап. державами мирного урегулирования с двумя герм. гос-вами.

В. В. Собакин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. Том 2 — М.: Советская энциклопедия, 1962, ст. 979-981

Варшавский договор — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Советским Союзом и Чехословакией — заключен 14 мая 1955 (см. Варшавское совещание 1955) сроком на 20 лет с автоматическим продлением его еще на 10 лет для тех государств, которые не заявят о денонсации Договора за год до истечения первоначального срока его действия. Вступил в силу 5 июня 1955 (после передачи ратификационных грамот на хранение польскому правительству). В 1968 Албания объявила о своем выходе из организации В. Д.

В. Д. имеет оборонительный характер. Он заключен в обстановке усиления опасности войны и возникновения угрозы национальной безопасности миролюбивых государств. Эта обстановка создалась в результате ратификации западными державами парижских соглашений, включивших ФРГ в агрессивный Североатлантический блок (НАТО), предусматривавших создание новой военной группировки с участием ФРГ — Западноевропейского союза и санкционировавших ремилитаризацию ФРГ, а также в результате отказа западных держав принять предложение социалистических стран о создании системы коллективной безопасности в Европе. В. Д. предусматривает принятие необходимых мер для обеспечения безопасности миролюбивых государств и поддержания мира в Европе. В отличие от замкнутых военных союзов, создаваемых империалистическими государствами, В. Д. открыт для присоединения к нему др. государств, независимо от их общественного и государственного строя, к-рые выразят готовность путем участия в Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов.

В случае заключения общеевропейского договора о коллективной безопасности В. Д. утратит свою силу. При подписании В. Д. правительство ГДР заявило, что после создания объединенной Германии последняя будет свободна от обязательств, к-рые были приняты той или иной частью Германии до ее объединения по соответствующим военно-политическим договорам и соглашениям.

В Договоре (состоит из преамбулы, 11 статей и заключения) стороны подтверждают свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе. Учитывая вместе с тем усиление опасности новой войны и угрозы национальной безопасности миролюбивых государств в результате создания Западноевропейского союза и включения ФРГ в НАТО, участники Договора выражают убеждение в том, что в этих условиях миролюбивые государства должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе. При этом стороны руководствуются целями и принципами Устава ООН и исходят из интересов дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела.

Государства — участники В. Д. в соответствии с Уставом ООН обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, разрешать свои международные споры мирными средствами (ст. 1), консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы (ст. 3). Они заявили о готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, направленных на обеспечение международного мира и безопасности, добиваясь принятия эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению оружия массового уничтожения (ст. 2). Договаривающиеся Стороны обязались не принимать участия в коалициях или союзах и не заключать соглашений, цели к-рых могут противоречить целям В. Д. (ст. 7). Статья 4 В. Д. гласит: «В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств — участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство — участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам. подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами — участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства — участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности». Для консультаций и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением В. Д., создай Политический консультативный комитет — ПКК (см. Совещания Политического консультативного комитета).

Образовано Объединенное командование вооруженными ситами, выделенными по соглашению между участниками В. Д. в ведение этого командования (ст. 5). Главнокомандующим Объединенными вооруженными силами ныне является маршал Советского Союза И. И. Якубовский. При главнокомандующем имеется штаб Объединенных вооруженных сил государств — участников В. Д. Местопребывание штаба — г. Москва.

В. Д. способствует дальнейшему укреплению братского сотрудничества между социалистическими странами. В Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой государствами — участниками В. Д. на совещании ПКК в Бухаресте (июль 1966), говорилось, что социалистические страны выступают против разделения мира па военные блоки или союзы, но «до тех пор, пока будет существовать Североатлантический блок и агрессивные империалистические круги будут покушаться на мир во всем мире, представленные на Совещании социалистические страны, сохраняя высокую бдительность, преисполнены решимости укреплять свою мощь и обороноспособность».

В соответствии со ст. 6, предусматривающей, что ПКК может создавать вспомогательные органы, к-рые окажутся необходимыми, на совещании ПКК в Будапеште (17 марта 1969) были утверждены: положение о Комитете министров обороны государств — участников В. Д., новое положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командовании и другие документы, имеющие целью дальнейшее совершенствование структуры и органов управления оборонительной организации В. Д.

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Том 1 — М.: Политиздат, 1971, стр. 269-271

Н. Булганин подписывает Варшавский договор 14 мая 1955
Председатель Совета министров СССР Николай Булганин подписывает Варшавский договор
Варшава. 14 мая 1955.
Фото © AP РИА Новости

Варшавский договор 1955 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955, после сдачи на хранение Польше как стране-депозитарию ратификационных грамот всеми участниками В. д. Албания с 1962 участия в работе В. д. не принимала; в сентябре 1968 она в одностороннем порядке денонсировала договор.

Заключение В. д. было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954, предусматривавших образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. В. д. носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран — его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства — участники В. д. обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженной силы. Члены организации В. д. обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и др. государств. Предусмотрены взаимные консультации участников В. д. по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением В. д., создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства — участники В. д. на самом высоком уровне.

Срок действия В. д. — 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявления о денонсации В. д. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. В. д. утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского договора.

Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники В. д. приняли решение о создании Объединённого командования вооруженными силами, в ведение которого по соглашению между ними выделяются соответствующие национальные контингенты. Во главе Объединённого командования стоит Главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами (ОВС; в 1955 — июне 1960 Маршал Советского Союза И. С. Конев, в июне 1960 — июле 1967 Маршал Советского Союза А. А. Гречко, с июля 1967 Маршал Советского Союза И. И. Якубовский). При Главнокомандующем имеется Штаб ОВС начальники Штаба — генералы армии А. И. Антонов (1955—62), П. И. Батов (1962—65), М. И. Казаков (1965—68), С. М. Штеменко (с августа 1968)]. Местопребывание Штаба — Москва. 17 марта 1969 Будапештское совещание ПКК утвердило положение о Комитете министров обороны государств — участников В. д., а также новое положение об Объединённых вооружённых силах и Объединённом командовании.

Объединённое командование и Штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепление обороноспособности стран — участниц В. д. В этих целях они проводят совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры на территории этих стран. Совместные учения и манёвры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (октябрь 1965), «Влтава» (сентябрь 1966), «Родопы» (август 1967), «Днепр» (сентябрь 1967), «Север» (июль 1968), «Весна-69» (март — апрель 1969), «Одра — Ниса» (сентябрь 1969), «Братство по оружию» (октябрь 1970) и др.

На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран — участниц В. д. их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации В. д., а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. ПКК собирался: 27—28 января 1956 в Праге, 24 мая 1958 в Москве, 4 февраля 1960 в Москве, 28—29 марта 1961 в Москве, 7 июня 1962 в Москве, 26 июля 1963 в Москве, 19—20 января 1965 в Варшаве, 4—6 июля 1966 в Бухаресте, 6—7 марта 1968 в Софии, 17 марта 1969 в Будапеште, 2 августа 1970 в Москве, 2 декабря 1970 в Берлине; 3—5 августа 1961 проходило совещание первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий, а 25 июля 1963 — совещание первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств государств В. д. Заседания Комитета министров обороны проводились 22—23 декабря 1969 в Москве, 21—22 марта 1970 в Софии и 2—3 марта 1971 в Будапеште. Был создан также Военный совет Объединённых вооружённых сил, заседания которого проходили 9—10 декабря 1969 в Москве, 27—28 апреля 1970 в Будапеште и 27—30 октября 1970 в Варне. Неоднократно созывались в рамках В. д. совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей.

Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (27—28 января 1956) государства — участники В. д. выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

На Московском заседании ПКК (24 мая 1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками В. д. и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (4 февраля 1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (19— 20 января 1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Наиболее полно миролюбивая программа государств — участников В. д. была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (4—6 июля 1966). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства — участники В. д. предложили созвать общеевропейское совещание.

Участники Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (6—7 марта 1968) решительно осудили вооруженную интервенцию американского империализма во Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия.

Будапештское совещание ПКК (17 марта 1969), наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации В. д., уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.

Идея Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран — участниц В. д., состоявшемся в Праге 31 октября 1969. Министры иностранных дел предложили провести общеевропейское совещание в Хельсинки в 1-й половине 1970. В повестку дня совещания они рекомендовали включить два вопроса: об обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении торговых, экономических и научно-технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами.

На состоявшемся 21—22 июня 1970 в Будапеште Совещании министров иностранных дел стран — участниц В. д. эти предложения были расширены и конкретизированы.

Участники совещания ПКК, состоявшегося 20 августа 1970 в Москве, одобрили договор между СССР и ФРГ, подписанный в августе 1970, и выразили твёрдое намерение предпринять зависящие от них дальнейшие шаги, направленные на укрепление европейской безопасности и созыв общеевропейского совещания.

Позиция стран — участниц В. д., направленная на укрепление безопасности и развитие мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на Берлинском совещании ПКК (2 декабря 1970). Участники Берлинского совещания отметили огромное значение для судеб европейского мира признания существующего положения в Европе, сложившегося в итоге 2-й мировой войны, указали на важность заключения договора между СССР и ФРГ и парафирования (ноябрь 1970) договора между ПНР и ФРГ (подписан 7 декабря 1970), единодушно выразили солидарность с миролюбивой политикой ГДР и подчеркнули её роль в построении прочного мира в Европе, поддержали справедливое требование ЧССР о непризнании с самого начала Мюнхенского соглашения 1938, отметили, что достижение взаимоприемлемой договорённости по Западному Берлину могло бы служить интересам разрядки напряжённости в центре Европы, а также потребностям населения Западного Берлина и высказались вновь за созыв без каких-либо предварительных условий общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества.

Участники совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке.

В связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям против независимых народов Африки.

Предложения, выдвинутые государствами — участниками В. д., находятся в центре внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность организации В. д., свидетельствуют о подлинном миролюбии её участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.

Э. С. Шевченко.

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 4. — М.: Советская энциклопедия, 1971, стр. 314-316, ст. 930-934

Варшавский договор (ВД), договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключённый Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Сов. Союзом и Чехословакией 14 мая 1955 в Варшаве с целью защиты социалистич. завоеваний, обеспечения мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955 после передачи ратификационных грамот всеми участниками ВД на хранение пр-ву Польской Народной Республики. Срок действия ВД (20 лет), поскольку не было заявлений о ого денонсации (расторжении), продлён на следующие 10 лет. Албания с 1962 в работе Организации ВД не участвовала и в сент. 1968 в одностороннем порядке денонсировала Договор.

ВД заключён ввиду усиления опасности развязывания новой мировой войны и возникновения угрозы безопасности социалистических стран. Эта обстановка создалась в результате ратификации зап. гос-вами Парижских соглашений 1954, предусматривавших образование Западноевропейского союза — объединённого блока европ. империалистич. держав и США, ремилитаризацию Зап. Германии и включение её в НАТО.

11 мая 1955 в Варшаве было созвано совещание представителей 8 европ. социалистич. гос-в. В качестве наблюдателя на совещании был также представитель от КНР. Все делегаты констатировали, что в создавшейся обстановке недостаточна организация совместной обороны от агрессии, основанная на двусторонних договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, к-рые были заключены В 1943—49 между Сов. Союзом и др. социалистич. странами. Было признано необходимым заключить многосторонний договор, к-рый стал бы прочной основой для тесного Я всестороннего сотрудничества европ. стран социализма. Заключение ВД дополнило двусторонние договоры о политич. и воен. сотрудничестве социалистич. гос-в и явилось значит, шагом вперёд в направлении объединения усилий стран социализма в борьбе за мир против империалистич. агрессии. Так, ВД содержит постановления, к-рых в двусторонних договорах не было: о политич. консультативных органах, о создании Объединённых вооруж. сил и Объединённого командования, о системе консультаций и др.

ВД состоит из преамбулы и 11 статей. В преамбуле Договаривающиеся Стороны провозгласили, что они намерены «принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе», подтвердили своё стремление к созданию «системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя...».

Участники Договора обязались разрешать свои междунар. споры мирными средствами (ст. 1); заявили о готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех междунар. действиях, направленных на обеспечение всеобщего мира и безопасности, добиваясь принятия эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и др. видов оружия массового поражения (ст. 2); обязались консультироваться между собой по всем важным междунар. вопросам (ст. 3); но принимать участия в к.-л. коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели к-рых противоречат целям ВД (ст. 7); выразили стремление развивать и укреплять экономии. и культурные связи, следуя принципам взаимного уважения независимости и суверенитета (ст. 8).

«В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств — участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств,— гласит ст. 4,— каждое государство— участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству пли государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами — участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства — участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности».

Союз социалистич. гос-в, сложившийся на основе ВД, получил название Организации Варшавского Договора. Эта организация носит оборонит, характер и коренным образом отличается от агрессивных блоков империалистов. Это добровольный союз социалистич. гос-в, заключённый на принципах полного равенства его участников. Он не является узкой, замкнутой воен. организацией и открыт для присоединения др. гос-в, выразивших желание бороться за мир и междунар. безопасность. Участники ВД никому не угрожают, не претендуют на чужие территории и не вмешиваются во внутренние дела др. гос-в. Цели ВД полностью соответствуют целям ООН, сформулированным в её Уставе. Классовая, политич. сущность ВД состоит в том, что он направлен против сил, враждебных делу мира и социализма, противостоит попыткам империализма вооруж. путём реставрировать капитализм в социалистич. странах.

В целях осуществления консультаций, предусмотренных ВД, и для рассмотрения вопросов, возникающих в процессе выполнения его, создан Политич. Консультативный Комитет (ПКК). Учреждено Объединённое командование Вооруж. Силами, выделенными по соглашению между сторонами в ведение этого командования (ст. 5). В ПКК, как высшем политич. органе ВД, представлены все участники Договора. В его совещаниях участвуют генеральные и первые секретари ЦК коммунистам, и рабочих партий, главы правительств стран — участниц ВД и др. официальные лица. Деятельность ПКК строится на принципе равного представительства и полного равноправия всех его участников. На совещаниях ПКК обсуждаются важнейшие внешнеполитич. вопросы, коллективно вырабатываются решения по междунар. вопросам, затрагивающим интересы всех участников Договора, рассматриваются важнейшие проблемы, связанные с укреплением обороноспособности и выполнением обязательств по совместной обороне стран — участниц ВД. Совещания IIKK проводятся по мере необходимости.

На первом заседании ПКК (1956) была принята Декларация о необходимости создания общеевроп. системы коллективной безопасности, к-рая заменила бы существующие в Европе воен. группировки. Эту идею союзные социалистич. страны настойчиво проводили в жизнь на протяжении всей своей последующей деятельности. Предложения Бухарестского (1966) и Будапештского (1969) заседаний ПКК о созыве общеевроп. совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе получили поддержку на междунар. Совещании коммунистич. и рабочих партий, состоявшемся в Москве в июне 1969. Согласованная, целенаправленная политика стран социалистич. содружества привела к положительным результатам. Подписано соглашение по вопросам, относящимся к Зап. Берлину (1971), заключены двусторонние договоры СССР, Польши, ГДР и ЧССР с ФРГ, заложившие основу для оздоровления обстановки в Европе. Подписан ряд важных сов.-амер., сов.-франц. и др. документов.

Инициатива социалистич. стран в борьбе за мир, всеобщее сокращение вооружений и запрещение термоядерного оружия и др. видов оружия массового поражения оказала большое влияние на развитие междунар. отношений и способствовала заключению ряда важных соглашений: Моск. договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), договора «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (1967), договора о нераспространении ядерного оружия (1968), договора «О запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения» (1971) и др.

Воен. организация участников ВД включает: Комитет министров обороны (КМО), Объединённые вооружённые силы (ОВС), Объединённое командование (OK). Для руководства деятельностью ОВС наряду с OK созданы: Военный совет ОВС, Штаб Объединённых вооруженных сил, Технический комитет (ТК) и др. органы управления.

Под Объединёнными вооруж. силами понимаются силы и средства, предназначенные согласно договорённости участников ВД для совместных действий, и совместные воен. органы, созданные в соответствии со ст. 5 Договора. Военный совет ОВС рассматривает вопросы состояния и совершенствования ОВС, их боевой и оперативной подготовки. Председателем Военного совета является главнокомандующий ОВС. Штаб ОВС — орган управления главкома ОВС. В Штабе ОВС работают генералы, адмиралы и офицеры всех союзных армий участников ВД. Место пребывания Штаба ОВС — г. Москва. Главнокомандующий, иач-к Штаба ОВС и нач-к ГК ОВС назначаются по взаимному согласованию правительствами стран ВД. Объединённое командование действует на основе совместно выработанных принципов.

Руководствуясь ленинским учением о защите завоеваний социалистич. революции, братские партии повседневно заботятся об укреплении обороноспособности своих стран, социалистич. содружества в целом. В рамках Организации ВД осуществляются многообразные формы и методы воен. сотрудничества, способствующие дальнейшему повышению боевой мощи и укреплению боевого содружества армий социалистич. стран.

Большое значение для укрепления и развития воен. сотрудничества гос-в ВД имеют совместные учения, проводимые по планам ОК. Они проходят в условиях, макс. приближенных к боевым, и служат одним из методов достижения единства взглядов по вопросам воен. иск-ва, организации совр. операций и боевых действий вооруж. сил. В ходе учении совершенствуются подготовка войск, их взаимодействие, укрепляется единство и боевое содружество народов и армий социалистич. стран. Наиболее крупными совместными учениями были: «Квартет» (1963), «Октябрьский штурм» (1965), «Влтава» (1966), «Родопы» (1967), «Шумава» (1968), «Север» (1968), «Неман» (1968), «Одра — Ниса» (1969), «Братство по оружию» (1970), «Щит-72» (1972) и др. Широкое развитие получили контакты между политич. органами союзных армий и обмен опытом в области партийно-политич. работы.

Организация ВД является важным фактором мира и безопасности народов, она служила и служит центром координации внешне-политич. деятельности братских стран социализма.

«Одной из важных форм сотрудничества руководителей наших партий и стран,— отмечалось на XXV съезде КПСС,— является Политический Консультативный Комитет Варшавского Договора. Этот Договор надежно служит интересам мира и социализма. Для всех очевидно значение инициатив, с которыми выступал в последние годы наш Политический Консультативный Комитет. Ведь многие из них легли в основу решений крупных международных форумов или нашли свое отражение в ряде важных двусторонних межгосударственных актов.

Мы решительные противники как разделения мира на противостоящие военные блоки, так и гонки вооружений. Наша позиция на этот счет хороню известна. Однако необходимо заявить со всей ясностью: пока сохраняется блок НАТО, пока милитаристские круги ведут гонку вооружений, наша страна вместе с другими участниками Варшавского Договора будет укреплять этот военно-политический союз» (Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 8).

Существование и деятельность ВД отвечают кровным интересам всех народов, прогрессивных сил современности. Участники ВД всегда стояли и стоят на страже мира и междунар. безопасности. Для этого они располагают большим политич. влиянием в мире и необходимой воен. силой.

С. М. Штеменко.

Советская военная энциклопедия. Том 1 — М.: Воениздат, 1976, стр. 20-22


Публикация:

  • Варшавское совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Варшава, 11 – 14 мая 1955 года. – М.: Госполитиздат, 1955. – 144 с.
  • Заседания ПКК, учрежденного в соответствии с Варшавским договором (Прага, 27 и 28 января 1956 г.), М., 1956;
  • Материалы совещания ПКК государств-участников Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Москва, 24 мая 1958 г.), М., 1958;
  • Документы Совещания ПКК государств — участников Варшавского договора (Бухарест, 4—6 июля 1966 г.), М., 1966.
  • Организация Варшавского Договора. 1955 — 1975. Документы и материалы. М., 1975.
  • Декларация гос-в — участников Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, [1956], «Правда», 1956, 29 янв., № 29 (13692);
  • Декларация гос-в — участников Варшавского договора, [1958], «Правда», 1958, 27 мая, № 147 (14541);
  • Коммюнике о совещании министров иностр. дел стран — участниц Варшавского договора и Кит. Нар. Республики, [1959], «Правда», 1959, 29 апр., № 119 (14878);
  • Декларация гос-в — участников Варшавского договора, [1960], «Правда», 1960, 5 февр., № 36 (15160);
  • Коммюнике о заседании Политич. консультативного к-та... [1961], «Правда», 1961, 31 марта, № 90 (15580);
  • Сообщение о Совещании первых секретарей Центральных Комитетов коммунистич. и рабочих партий стран-участниц Варшавского Договора [1961], «Правда», 1961, 6 авг., № 218 (15708);
  • Заявление правительств государств — участников Варшавского Договора, «Правда», 1961, 14 авг., № 227(15717);
  • В штабе Объединенных Вооруженных Сил стран Варшавского Договора, «Правда», 1961, 26 сент., № 270 (15760);
  • Совещание министров обороны государств — участников Варшавского Договора, «Правда», 1962, 2 февр., № 33( 15889).

См. также документы ПКК и других форумов стран—участниц В. д.:

  • «Правда», 1962, 10 июня; 1963, 27—28 июля; 1965, 22 янв.; 1968, 9 марта; 1969, 18 марта и 1 ноября; 1970, 24 июня, 21 авг., 3—4 дек.

Литература:

  • Тункин Г. И., О некоторых вопросах международного договора в связи с Варшавским договором, «Советское государство и право», 1956, № 1;
  • Жуков Г. П., Варшавский договор и вопросы международной безопасности, М., 1961;
  • Батов П. И., Надежный щит. К 10-летию заключения Варшавского договора, М., 1965;
  • Солдаты братских армий. М., 1971;
  • Монин М. Е. Содружество, рожденное в боях. М., 1971;
  • Бахов А. С. Организация Варшавского Договора (правовые аспекты). М., 1971;
  • Якубовский И. И. Боевое содружество. М., 1971;
  • Боевой союз братских армий. Сборник. М., 1974;
  • Мацуленко В. А. Боевое содружество. М., 1974;
  • Абламонов П. Ф. Координаты дружбы. М., 1974;
  • Лацо А. Варшавский Договор — инструмент обеспечения мира. Пер. с нем. М., 1974.
  • Брежнев Л. И. О внешней политике КПСС и Советского государства. Речи и статьи. Изд. 2-е. М., 1975;
  • Гречко А. А. Вооруженные Силы Советского государства. Изд. 2-е. М., 1975, с. 403 — 430;
  • Боевое содружество братских народов и армий. М., 1975;
  • Семин В. В. Варшавский Договор — надежный щит мира и социализма. М., 1975;
  • Кириченко М. С. Надежный страж мира. Минск, 1975;
  • Voss H., Nordatlantikpakt, Warschauer Vertrag, und die Charta der Vereinten Nationen, B., 1958;
  • Strategic survey 1966—1969, L., 1967—70.

Тема:

Категория: Варшавский договор


Категория: Чехословакия, ГДР, Болгария, Польша, Румыния, Май 1955, Албания, — Варшавский договор 1955, СССР (до 30 декабря 1922 — РСФСР), Даты, Венгрия, Многосторонние договоры, соглашения и конвенции
Просмотров: 641 |