Главная » События. Персоны. Даты » События » — Североатлантический договор (НАТО) 1949

Организация Североатлантического Договора (НАТО)
Добавлено 08.11.2020, 18:30, Изменено 08.11.2020, 18:32

Источники:

Дипломатический словарь. Том 2. — М., 1950.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 3 — М., 1950

Советская историческая энциклопедия. Том 12 — М., 1969

Дипломатический словарь. Изд. 3-е. Том 3 — М., 1973

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 18. — М., 1974

Советская военная энциклопедия. Том 6. — М., 1978

Дипломатический словарь. Изд. 4-е. Том 2 — М., 1985

Библиография

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА, НАТО (North Atlantic Treaty Organization — NATO), военно-политический союз, направленный против социалистический стран и национально-освободительная движения; создан по инициативе США. Начал свою деятельность в разгар «холодной войны», на основе Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 представителями правительств США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии; в 1952 к договору присоединились Греция и Турция, в 1955 — ФРГ. Статья 5 — важнейшая ст. Североатлантического договора — устанавливает, что в случае «вооружённого нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путём осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы». Географическая сфера действия договора, определяемая ст. 6, охватывает территории всех участников договора, острова «в североатлантическом районе — к северу от тропика Рака», находящиеся под юрисдикцией участников договора, и Средиземное море. Ст. 4 договора предусматривает консультации между странами — членами НАТО всякий раз, когда, по мнению любой из них, «...территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон окажется под угрозой». Эта статья имеет целью «обосновать», в случае надобности, вмешательство НАТО во внутренние дела её участников (например, в случае возникновения революционной ситуации в той или иной стране). В договоре не указывается срок его действия. Согласно ст. 13, любая страна, входящая в НАТО, имеет право отказаться от участия в договоре через 20 лет после его вступления в силу и выйти из него через год после уведомления о его денонсации. В июле 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей Североатлантического договора. Своё решение французское правительство обосновало стремлением «восстановить на французской территории полное осуществление своего суверенитета». В августе 1974 из военной организации НАТО вышла Греция.

Высшие органы Североатлантического блока — сессии Совета НАТО и Комитет военного планирования, созываемые, как правило, 2 раза в год. На сессиях Совета НАТО правительства входящих в НАТО стран представлены министром иностранных дел и в зависимости от повестки дня также министром [стлб. 1427] обороны, финансов, экономики. В периоды между сессиями Совет заседает в составе постоянных представителей государств — членов блока в ранге послов в качестве Постоянного совета НАТО; заседания Постоянного совета проводятся 2—3 раза в неделю. В связи с выходом Франции из военной организации блока и её отказом обсуждать в рамках НАТО военные вопросы, рассмотрение этих вопросов на уровне министров, а также на уровне постоянных представителей с 1966 проводится в Комитете военного планирования, в который входят государственные деятели такого же ранга и тех же стран (за исключением Франции), что и в Совет НАТО. Всю текущую работу и подготовку к заседаниям руководящих органов НАТО осуществляет Международный секретариат под руководством генерального секретаря НАТО (с 1971 — И. Лунс, Нидерланды); штаб-квартира — в Брюсселе.

Военные расходы НАТО неуклонно растут. В 1949 общие расходы стран НАТО на военные цели составляли 18,7 млрд. долл., в 1959—61,6 млрд., в 1969—106,4 млрд., в 1973—свыше 120 млрд. Более 75% этой суммы приходится на долю США, которые занимают доминирующее положение в НАТО. Значительно укрепились военно-экономические позиции и возросло политическое влияние ФРГ в НАТО.

Военно-экономическое и политическое сотрудничество стран НАТО не устранило противоречий между членами этого агрессивного союза, в рамках которого сталкиваются интересы крупных и малых государств, государств, входящих и не входящих в «Общий рынок», а также экономические и политические интересы США и европейских стран НАТО.

Агрессивный характер деятельности НАТО и связанных с ней военно-политических союзов побудил социалистические страны создать организацию Варшавского договора 1955, которая, будучи в отличие от НАТО оборонительной организацией, открыта для присоединения любого государства. НАТО упорно отвергала предложения организации Варшавского договора о заключении пакта о ненападении между членами обоих союзов, так же как предложения о роспуске этих союзов или о ликвидации их военных организаций. Происходящая в начале 70-х гг. нормализация отношений между государствами, принадлежащими к противоположным общественным системам, общее улучшение международной обстановки содействуют распространению недовольства деятельностью этой организации среди широких масс населения стран НАТО и обострению противоречий между её участниками.

Ю. И. Тимофеев.

Вооружённые силы НАТО подразделяются на объединённые вооруженные силы (ОВС), переданные в НАТО, и вооруженные силы, остающиеся в национальном подчинении. В ОВС переданы объединения, соединения и части сухопутных войск и ВВС США, Великобритании, Канады, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции, ВВС Норвегии и Дании. В военное время и на период учений в их состав передаются ВМС перечисленных стран, а также основная часть вооруженных сил Норвегии, Дании, Португалии и Люксембурга. В национальном подчинении находятся межконтинентальные баллистические ракеты США, стратегическая авиация и атомные ракетоносные подводные лодки США и Великобритании, отдельные соединения и части сухопутных войск, военно-учебные заведения и др. формирования, обеспечивающие мобилизационное развёртывание и охрану национальных [стлб. 1428] [стр. 480] объектов стран-участниц НАТО. Вооруженные силы Франции, вышедшей из военной организации НАТО, периодически принимают участие в совместных учениях ОВС НАТО в Европе, а также координируют действия сил ПВО страны с силами объединенной системы ПВО НАТО. Всего в вооруженных силах стран НАТО в 1973 насчитывалось: личного состава свыше 5,3 млн. чел., дивизий свыше 70, отдельных бригад и полков около 130, межконтинентальных баллистических ракет 1054, пусковых установок ракет оперативно-тактического и тактического назначения около 1000, боевых самолётов свыше 12 тыс. (в т. ч. свыше 3,2 тыс. носителей ядерного оружия), танков свыше 17 тыс., орудий и миномётов около 27 тыс., кораблей основных классов в регулярных ВМС около 1500. Из этого количества сил и средств в состав ОВС НАТО выделено: дивизий свыше 50, пусковых установок ракет оперативно-тактического и тактического назначения свыше 350, боевых самолётов свыше 2700 (в т. ч. около 1000 носителей ядерного оружия), танков свыше 10 тыс., орудий и миномётов около 14 тыс., личного состава всего около 1,5 млн. чел. Для вооруженных сил НАТО в Европе содержится на складах (1973) свыше 7 тыс. ядерных боеприпасов.

Высший военный орган НАТО — Комитет военного планирования рассматривает вопросы, касающиеся руководящих военных органов, строительства и использования ОВС, утверждает стратегические концепции блока, определяет долю военного участия каждой из стран и др. Высший исполнительный военный орган — Военный комитет, в который входят начальник генерального штабов стран-участниц блока (кроме Франции, Исландии и Люксембурга). Он разрабатывает военную стратегию и стратегические планы НАТО, определяет направление строительства ОВС. Военному комитету подчинён Международный объединённый штаб. В период между заседаниями Военного комитета наблюдение за выполнением принятых им решений осуществляет Постоянный военный комитет, состоящий из представителей генеральных штабов стран НАТО. Консультативным органом НАТО является Комитет ядерной обороны, а рабочим органом комитета — Группа ядерного планирования, занимающиеся разработкой вопросов применения ядерного оружия ОВС. Непосредственное руководство ОВС на возможных театрах войны осуществляют стратегические (верховные) командования НАТО в Европе и на Атлантике, главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш и региональная группа стратегического планирования США — Канада. В состав объединённых командований и штабов входят представители всех стран — участниц военной организации НАТО, но большую часть высших военных должностей занимают представители вооруженных сил США.

Стратегическое (верховное) командование НАТО в Европе (возглавляется верховным главнокомандующим) предназначено для руководства ОВС на территории европейских стран (включая Турцию и акваторию Средиземного моря). На должность верховного главнокомандующего назначаются американские генералы (в 1950—52 Д. Эйзенхауэр, в 1952—53 М. Риджуэй, в 1953—56 А. Грюнтер, в 1956—63 Л. Норстэд, в 1963—69 Л. Лемнитцер, с 1969 Э. Гудпейстер). Верховному главнокомандующему подчинены главные командования на 3 европейских театрах военных действий: Североевропейском (территории и прибрежные воды Норвегии, Дании, западногерманские земли Шлезвиг-Гольштейн и проливная зона Балтийского [стлб. 1429] моря); Центральноевропейском (территории и прибрежные воды ФРГ без земли Шлезвиг-Гольштейн, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга); Южноевропейском (территории Италии и Турции, а также акватории Средиземного, Мраморного и южной части Чёрного морей).

Главнокомандующему на Североевропейском театре (на эту должность обычно назначается английский генерал или адмирал) подчинены 3 объединённых командования НАТО: в Северной Норвегии, Южной Норвегии и в зоне Балтийского пролива; в состав ОВС переданы только соединения и части сухопутных войск и ВВС ФРГ, дислоцирующиеся в Шлезвиг-Гольштейне, и ВВС Норвегии и Дании.

Главнокомандующему на Центральноевропейском театре подчинены объединённые сухопутные войска и ВВС, в которые входят соединения и части США, Великобритании, ФРГ, Бельгии, Нидерландов и Канады. Сухопутные войска организационно объединены в Северную и Центральную группы армий, всего 22 дивизии. Войска размещены на территории ФРГ, за исключением отдельных голландских, бельгийских и английских соединений и частей, дислоцирующихся на терр. своих стран. ВВС сведены в два объединённых тактических авиационных командования (2-е и 4-е), насчитывающих до 1500 боевых самолётов, в том числе свыше 500 носителей ядерного оружия.

Главнокомандующему на Южноевропейском театре подчинены объединённые сухопутные войска и ВВС. Сухопутные войска сведены в командование в южной части театра (ему подчинены соединения и части, расположенные на территории Италии) и командование в юго-восточной части театра (подчинены соединения и части, расположенные в Турции), всего 36 дивизий. ВВС состоят из авиационных частей США, Италии и Турции, сведены в 5-е и 6-е тактические авиационные командования; насчитывают свыше 900 боевых самолётов.

В ОВС НАТО в Европе созданы мобильные силы, состоящие из усиленных батальонов сухопутных войск США, Великобритании, ФРГ, Италии, Бельгии, Люксембурга и Канады, подготовленных к переброске по воздуху, а также отдельных эскадрилий тактической авиации. Подразделения мобильных сил дислоцируются в районах расположения соединений и частей, в состав которых они входят. Для прикрытия группировок войск и важных объектов на Европейском театре создана объединённая система противовоздушной обороны НАТО, состоящая из зон, районов и секторов ПВО и охватывающая территории всех европейских стран НАТО.

Стратегическое (верховное) командование НАТО на Атлантике (возглавляется верховным главнокомандующим, обычно на эту должность назначается американский адмирал) предназначено для руководства операциями ВМС в военное время в зоне Атлантического океана к С. от тропика Рака (исключая территории Великобритании, её прибрежные воды, пролив Ла-Манш и южную часть Северного моря). Для руководства ОВС созданы и постоянно действуют главные командования и штабы объединённых вооруженных сил НАТО в Западной, Восточной и Иберийской Атлантике, а также командование ударного флота НАТО на Атлантике. В подчинении верховного главнокомандующего в мирное время находится постоянное соединение ВМС, в которое периодически включаются надводные боевые корабли из состава ВМС США, Великобритании, Канады, ФРГ, Нидерландов, Дании, Норвегии и Португалии. [стлб. 1430]

Главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш предназначено для руководства боевыми операциями ВМС в зоне проливов Ла-Манш, Па-де-Кале и южной части Северного моря (исключая Гельголандскую бухту).

Региональная группа стратегического планирования США — Канада занимается разработкой вопросов, связанных с обороной территории США и Канады. В её состав входят представители комитетов начальников штабов вооруженных сил США и Канады.

Со штабами и войсками НАТО проводятся многочисленные учения, военные игры, на которых отрабатываются вопросы ведения операций. Наиболее крупными являются проводимые стратегические командно-штабные учения ОВС НАТО типа «Уинтер», манёвры «Стронг экспресс», оперативные командно-штабные учения на европейских театрах военных действий типов «Колд уинтер», «Франт сентрал», «Дип фарроу», учения ВВС и ПВО «Рено рулет», учения типа «Экспресс» по переброске авиатранспортом мобильных сил НАТО в «угрожаемые» районы.

В. С. Ильин. [стлб. 1431] [стр. 481]

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 18. — М.: Советская энциклопедия, 1974, стлб. 1427—1431, стр. 480—481

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА, (НАТО; North Atlantic Treaty Organization — NATO), агрессивный военно-политический блок империалистич. гос-в, направленный против социалистич. стран, нац.-освободит. движения, а также революционно-демократич. движения внутри капиталистич. стран. Североатлантический договор о создании военно-политич. блока зап. держав, подписанный в Вашингтоне 4 апр. 1949, вступил в силу 24 авг. 1949. Членами НАТО являются: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия, Канада (все — с момента основания), Греция и Турция (обе — с февр. 1952), ФРГ (с мая 1955). В 1966 от участия в воен. организации НАТО отказалась Франция, в 1974 — Греция. Штаб-квартира — Брюссель. Срок действия договора не определён.

Блок НАТО, созданный в разгар «холодной войны», занимает ведущее место в системе замкнутых военно-политич. группировок. Особенностью этого блока является то, что в нём объединились все крупнейшие импе- [стр. 95] риалистич. гос-ва, кроме Японии. Некоторые из них одновременно состоят членами др. военно-политич. блоков. НАТО уже в мирное время располагает развёрнутой воен. организацией с объединёнными вооруж. силами (см. Объединённые вооружённые силы НА ТО). Согласно ст. 5 договора в случае «вооруж. нападения» на одного или неск. его участников др. члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путём осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы».

Высший руководящий орган Североатлан-тич. блока — сессия Совета НАТО, созываемая, как правило, 2 раза в год. Проводится на уровне министров иностр. дел или глав гос-в (пр-в) всех стран — членов блока с участием министров обороны, финансов и др., в зависимости от характера обсуждаемых вопросов. В период между сессиями Совета деятельностью НАТО фактич. руководят 2 органа: Постоянный совет и Военный комитет. Всю текущую работу (за искл. военной) осуществляет Междунар. секретариат.

Во главе воен. организации НАТО стоит Комитет военного планирования. Ему подчинены Военный комитет, являющийся высшим исполнит, воен. органом НАТО, и Комитет ядерной обороны, занимающийся разработкой ядерной стратегии блока. Воен. к-т проводит заседания не реже двух раз в год на уровне нач-ков ген. штабов стран, участвующих в воен. организации блока (Исландия, не имеющая вооруж. сил, представлена в нём гражданским лицом). Повседневной воен. деятельностью блока руководит Постоянный воен. комитет, состоящий из представителей ген. штабов стран, участвующих в воен. организации, исполнит, органом к-рого является Междунар. воен. секретариат (штаб). В состав Комитета ядерной обороны входят министры обороны стран — участниц воен. организации НАТО, кроме Исландии и Люксембурга, к-рые от участия в нём отказались. Рабочим органом комитета является группа ядерного планирования, в состав к-рой входят 4 постоянных члена — представители США, Англии, ФРГ, Италии и 3 непостоянных, меняющихся через каждые 18 мес. Для руководства вооруж. силами блока созданы четыре зоны объединённых командований: в Европе, на Атлантике, в зоне пролива Ла-Манш и региональной группы стратег, планирования США — Канада. Руководство объединёнными вооруж. силами блока в Европе верх, главнокомандующий осуществляет через гл. командования трёх европейских ТВД — Северо-Европейского (штаб в Колсос, близ Осло), Центрально-Европейского (штаб в Брюнеум, Нидерланды) и Южно-Европейского (штаб в Неаполе). В рамках дальнейшего усиления воен. приготовлений блока в конце 1974 на Центрально-Европейском ТВД создано командование объединённых ВВС НАТО на этом театре.

США преследуют цель — использовать в своих агрессивных замыслах и корыстных интересах территории, вооруж. силы, военно-пром. и людские ресурсы Зап. Европы, превратив её в плацдарм для агрессии. В то же время они рассматривают „тот блок как важное орудие для закрепления и усиления своего политич., экономич. и воен. влияния в Зап. Европе. Страны — участницы НАТО, осуществляющие подготовку к войне по всем линиям: военной, экономической, политической и идеологической,—оказались втянутыми в беспрецедентную по своим масштабам гонку вооружений. Участники блока расходуют значит. средства на оборудование [стр. 96] ТВД, стр-во и реконструкцию многочисл. воен. объектов, военно-возд. и военно-мор. баз, аэродромов, портов, путей сообщения, нефтехранилищ, нефтепроводов, складов, линий связи, радиолокац. постов.

Осуществляя воен. приготовления, импе-риалистич. гос-ва — члены НАТО неоднократно использовали свои вооруж. силы для агрессивных действий против отдельных социалистич. стран, молодых нац. гос-в и нац,-освободит. движения (см. Агрессия империализма после второй мировой войны). Вместе с тем ст. 4 Североатлантического договора под флагом «защиты» тер. целостности, политик. независимости и безопасности стран-участниц фактически даёт возможность НАТО вмешиваться во внутр. дела этих гос-в в целях подавления революц. выступлений трудящихся. По сообщениям иностр. печати, в рамках НАТО действует ряд соглашений, предусматривающих обязательства пр-в стран-участниц применять воен. силу в случае «внутренних кризисных ситуаций», а также право воен. вмешательства США в дела этих стран для подавления выступлений анти-империалистич., революционно-демократич. сил. Наглядным примером вмешательства НАТО во внутр. дела стран-участниц являются события в Греции (1967). Тогда для подавления патриотич. движения и укрепления позиций блока в этой стране был приведён в исполнение разработанный в недрах НАТО т. н. план «Прометей», в результате чего воен. хунта совершила в стране гос. переворот и установила профашистскую диктатуру, существовавшую до 1974.

Военно-экономич. и политич. сотрудничество стран НАТО не устранило глубоких противоречий между членами этого агрессивного блока, в рамках к-рого сталкиваются интересы крупных и малых государств, стран, входящих и не входящих в «Общий рынок», а также экономик, и политик, интересы США и европ. стран НАТО, о чём наглядно свидетельствуют выход Франции и Греции из военной организации блока, разногласия между Турцией и Грецией и др. Под влиянием разрядки междунар. напряжённости, начавшейся в 1-й половине 70-х гг. благодаря усилиям Сов. Союза и др. стран социалистич. содружества, руководителям НАТО становится всё труднее оправдать дальнейшее существование своего агрессивного блока, продолжение гонки вооружений. Однако натовские стратеги вопреки духу времени наращивают воен. потенциал Североатлантического блока, проводят крупные манёвры и учения вблизи границ социалистич. гос-в, разрабатывают и оснащают свои армии новыми видами смертоносного оружия.

На Вашингтонской сессии совета НАТО (май 1978) западные державы под давлением США приняли долгосрочную (до 1993) программу дальнейшего наращивания военной мощи.

Сов. Союз является решительным противником как разделения мира на противостоящие военные блоки, так и гонки вооружений. Но пока сохраняется блок НАТО, а милитаристские круги ведут гонку вооружений, СССР и др. социалистич. страны будут укреплять Организацию Варшавского Договора и принимать др. меры по повышению своей обороноспособности. [стр. 97]

Е. Н. Травкин.

Советская военная энциклопедия. Том 6 — М.: Воениздат, 1978, стр. 95—97

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА, (НАТО) (North Atlantic Treaty Organization — NATO) (Североатлантический союз) — военно-полит. блок 16 капиталистических гос-в Европы и Северной Америки. Создан в 1949 по инициативе США, выступивших главным вдохновителем Североатлантического договора 1949. Членами НАТО являются: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция — с момента основания, Греция и Турция — с февраля 1952, ФРГ — с мая 1955, Испания — с мая 1982.

Агрессивный блок НАТО — главное орудие милитаристской политики империализма, направленной против стран социалистического содружества, нац.-освободит. движения, прогрессивных демократических сил внутри капиталистических стран.

Руководящие органы НАТО — Североатлантический совет (Совет НАТО) и Комитет военного планирования. Решения Совета и Комитета носят характер обязательств правительств гос-в-членов перед блоком и не нуждаются в одобрении их парламентами. Штаб-квартира руководящих органов — в Брюсселе (до 1967 — в Париже).

К руководящим органам примыкает группа ядерного планирования НАТО (создана в 1967 вместе с Комитетом по делам ядерной обороны как его рабочий орган; в конце 70-х годов полностью приняла на себя функции этого Комитета), к-рая занимается согласованием позиций стран-членов по вопросам, связанным с ядерным оружием. Осн. решения группы подлежат утверждению Советом НАТО. Группа дважды в год собирается на уровне министров обороны (с конца 1982 Испания присутствует на ее заседаниях в качестве наблюдателя). Франция и Исландия в работе группы не участвуют.

Организацию работы руководящих органов блока и последующих консультаций осуществляет генеральный секретарь НАТО, возглавляющий Международный секретариат.

Для активизации военного сотрудничества европейских членов блока в конце 60-х годов формально вне структуры его органов создана т. наз. Еврогруппа НАТО.

Интегрированная военная организация блока осуществляет координацию военных усилий стран-членов. Для каждой из них на согласованной основе устанавливаются, в частности, цели и задачи на случай военного конфликта с СССР и др. социалистическими гос-вами, определяются численность, снаряжение и размещение нац. вооруженных сил и порядок их взаимодействия с вооруженными силами США и т. п. Совместные действия стран — членов блока предусматриваются и в случае возникновения «кризисной ситуации», т. е. до фактического начала военного конфликта.

Общее руководство деятельностью военной организации блока осуществляет Военный комитет. Ежегодно проводится не менее 2 заседаний Комитета на уровне начальников генеральных штабов стран-членов. В промежутках между его заседаниями работает Постоянный военный комитет на уровне постоянных военных представителей. В 1967 создан вспомогательный орган Комитета — Международный военный штаб. Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, представлена в Военном комитете гражданским лицом.

Конкретное руководство военными усилиями стран-членов осуществляется Верховными командованиями Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе и в Атлантике (возглавляются представителями США), к-рым подчинена разветвленная сеть нижестоящих командований.

В 1966 из интегрированной военной организации блока вышла Франция, к-рая после этого поддерживает контакт с военными органами НАТО через военную миссию связи. В 1974— 80 Греция прерывала свое участие [стр. 311] в военной организации НАТО, а в конце 1982 было приостановлено вхождение в нее Испании.

Определенной самостоятельностью в рамках военной организации НАТО обладают Объединенное командование зоны прот. Ла-Манш и региональная группа планирования Канада — США.

Для рассмотрения конкретных вопросов в НАТО образовано св. 200 рабочих органов (советов, комитетов, комиссий, групп экспертов и т. п.). Неправительственными организациями, примыкающими к НАТО, являются: Ассоциация Североатлантического союза — объединение нац. организаций, ведущих пропаганду в пользу НАТО, Североатлантическая ассамблея — ежегодное совещание парламентских делегаций стран НАТО, и др.

В 1984 вооруженные силы НАТО насчитывали ок. 6 млн., а с учетом резервов — св. 9,5 млн. чел., причем численность сухопутных войск НАТО в Европе превышала 3,5 млн. чел. На вооружении стран блока в Европе и примыкающих к ней акваториях находилось ок. 1 тыс. ядерных средств средней дальности, св. 600 ракет оперативно-тактического назначения и орудий ядерной артиллерии (общее число ядерных боеприпасов превышало при этом 7 тыс. единиц), более 17 тыс. танков в войсках и 8 тыс. — на складах, ок. 8 тыс. боевых самолетов и приблизительно 2 тыс. боевых кораблей.

За годы существования НАТО ее военные расходы составили св. 4 трлн. долл. Если в 1949 они равнялись 18,7 млрд. долл., то в 1984 — превысили 350 млрд. долл. (св. 60% этих расходов приходится на США). Доля военных расходов НАТО в общих военных расходах капиталистического мира составляет более 60%, а доля военных расходов в бюджетах стран НАТО — в среднем ок. 21%. В 1977 принято решение об ежегодном увеличении военных бюджетов стран НАТО на 3% в реальном исчислении.

Деятельность блока концентрируется на подготовке войны против СССР и др. социалистических гос-в с применением ядерного оружия и оказывает резко негативное воздействие на всю систему международных отношений. Принятые в 70-е годы НАТО планы наращивания вооружений, рассчитанные до конца XX в., являются выражением стремления империалистических кругов во главе с США изменить в свою пользу сложившееся в мире военно-стратегическое равновесие, добиться военного превосходства над СССР и др. странами социалистического содружества, не допустить разрядки международной напряженности. Проявление этого курса — меры по осуществлению решения Совета НАТО от 12 декабря 1979 о размещении в Европе ок. 600 новых американских ядерных ракет средней дальности, поддержка странами НАТО наращивания и модернизации Соединенными Штатами стратегических вооружений.

Будучи порождением империализма, НАТО развивается в условиях острых противоречий между странами-участницами, их взаимной борьбы за влияние, за отстаивание собственных интересов, особенно между европейскими членами блока и США, занимающими внутри него господствующие позиции. [стр. 312]

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 4-е. Том 2 — М.: Наука, 1985, стр. 311—312


Публикация:

Литература:

  • The Department of State Bulletin. Vol. XX, № 507, March 20, 1949, p. 342—350 (пер. с англ.)
  • Маленков Г. М., 32-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, М., 1949;
  • Заявление Министерства иностранных дел СССР о Северо-атлантическом пакте, (М.), 1949;
  • Михайлов В., Североатлантический договор — орудие империалистической агрессии, «Большевик», 1949, № 7;
  • Агрессивная сущность Северо-атлантического договора, «Новое время», 1949, № 15.
  • Петров В. А., Вооруженные силы НАТО, М., 1962;
  • Лидер Ю., НАТО. Очерки истории и доктрины, пер. с польск., М., 1964;
  • Халоша Б. М., НАТО—орудие агрессии. М., 1964.
  • Халоша Б. М. НАТО — орудие империалистической агрессии и авантюр. М., 1970;
  • Армии стран НАТО. Воен.-полит, очерк. М., 1974;
  • История дипломатии. Т. 5. Кн. 1.— 2-е изд., М., 1974., стр. 261—273
  • Симонян Р. Г. Военные блоки империализма. М., 1976, с. 57—132;
  • Военно-блоковая политика империализма. М., 1980;
  • Халоша Б. М. Военно-политические союзы империализма: Основные особенности и тенденции развития в 70-х.— начале 80-х годов. М., 1982.

Тема:

Категория: Севоро-Атлантический договор (НАТО): Хронология

Категория: НАТО (Североатлантический договор): Статьи из газет

Категория: Создание военного блока НАТО: Документы и материалы


Категория: — Североатлантический договор (НАТО) 1949
Просмотров: 12 |