Главная » События. Персоны. Даты » Страны » Мексика

Организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ; Organización de los estados americanos) создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции (См. Межамериканские конференции) в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза (См. Панамериканский союз), существовавшего с 1889. В состав ОАГ входят: Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Экуадор, Ямайка. До 1962 Куба как член ОАГ принимала участие в её работе. На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ, которыми стали ряд стран Западной Европы, Канада, Япония, Израиль. Основными органами ОАГ в соответствии с её новым уставом (вступил в силу в февраля 1970) являются: Генеральная ассамблея (высший орган, определяет общую деятельность ОАГ и её политику), созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран-членов; Консультативное совещание министров иностранных дел; Постоянный совет (предоставлено право разрешать споры и конфликты между членами); Экономический и социальный совет; Совет по культуре, науке и образованию; Юридический комитет; Генеральный секретариат. Практической деятельностью Генерального секретариата руководит генеральный секретарь, пользующийся широкими административный полномочиями. Формально провозглашенными целями ОАГ являются: поддержание «мира и безопасности» на континенте, урегулирование споров между государствами-членами мирным путём; организация совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями государств-членов политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими государствами. Используя средства экономического и политического давления на латиноамериканские страны, США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Латинской Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на подавление освободительного движения на континенте, попустительствовала империалистической агрессии в Гватемале (1954), Панаме (1964), Доминиканской Республике (1965). В январе 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностранных дел под давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ. На этом же совещании была принята резолюция о создании Специального консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность которого направлена против международного коммунистического движения. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами- членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранив свои отношения с Кубой; в дальнейшем ряд других латиноамериканских стран, вопреки нажиму США, также восстановил с ней отношения. С начала 70-х гг. в обстановке общей разрядки международной напряжённости в латиноамериканских странах усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитического курса. На сессиях Генеральной ассамблеи ОАГ политика США в Латинской Америке стала подвергаться резкой критике; ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ, об отмене санкций против Кубы (май 1972, ноябрь 1974), но он ещё не получил положительного решения. Некоторые латиноамериканские страны выступали с открытыми обвинениями против США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки. На 3-й сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (4—14 апреля 1973) многие представители латиноамериканских стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на основе «множества идеологий» («идеологического плюрализма»), т. е. признания за всеми латиноамериканскими государствами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политического строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Специальной комиссии из представителей всех стран-членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке. Штаб-квартира ОАГ — в Вашингтоне.

Д. А. Жуков.

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 16. — М.: Советская энциклопедия, 1974, стр. 475, ст. 1412-1413

 

Организация американских государств (ОАГ). Созд. 30 апр. 1948 на 9-й Межамер. конференции в Боготе (Колумбия). Чл. ОАГ являются (1966) США и 19 латиноамер. гос-в (все, кроме Кубы, Барбадоса, Гвианы, Ямайки и Тринидада и Тобаго). США используют ОАГ как орудие для борьбы против нац.-освободит. движения в Лат. Америке, для оказания политич. давления на пр-ва гос-в-членов, для укрепления и расширения влияния амер. монополий в странах Лат. Америки. После победы Кубинской революции США стали систематически использовать ОАГ для борьбы против кубинского народа, для принятия т. н. коллективных санкций против Кубы, пытаются, опираясь на ОАГ, организовать против Кубы вооруж. интервенцию. На 7-м консультативном совещании ОАГ (Сан-Хосе, авг. 1960) США добились принятия антикубинской декларации; на совещании министров иностр. дел в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) в янв. - февр. 1962 под нажимом США Куба была исключена из ОАГ, а на 9-м консультативном совещании ОАГ (Вашингтон, июль 1964) были приняты решения о репрессивных мерах в отношении Кубы. США используют ОАГ для прикрытия актов агрессии против латиноамер. гос-в (напр., в Гватемалу в 1954). В янв. 1964 США сорвали предпринятый по просьбе Панамы созыв совещания ОАГ для рассмотрения вопроса об агрессии США против Панамы. В мае 1965 США использовали ОАГ для прикрытия вооруж. агрессий в Доминиканской Республике и сформирования там т. н. межамер. сил мира. После этого США стали добиваться легализации этих вооруж. сил как постоянно действующих для вмешательства во внутр. дела латиноамер. стран с целью подавления нар. движений и установления под предлогом "борьбы против коммунизма" реакц. воен. диктатур. Однако на 2-й (Рио-де-Жанейро, нояб. 1965) и 3-й (Буэнос-Айрес, февр. 1967) Чрезвычайных конференциях министров иностр. дел большинство стран- членов отказалось поддержать эти планы создания межамер. вооруж. сил.

Ввиду острых противоречий между США и латиноамер. странами ОАГ переживает серьезный кризис, к-рый стал особенно заметным с нач. 1960-х гг. Ряд стран-членов периодически протестует в рамках этой орг-ции против политики США (Мексика, Уругвай, Чили и др.) и настаивает на реорганизации ОАГ в интересах латиноамер. стран. Высший орган ОАГ - Межамериканские конференции. Исполнит. Орган - Совет ОАГ; Совет избирает ген. секретаря сроком на 10 лет; центральный постоянный орган и ген. Секретариат - Панамериканский союз с местопребыванием в Вашингтоне.

В. Н. Селиванов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. Том 10 — М.: Советская энциклопедия, 1967, ст. 571-572

 

Организация американских государств (ОАГ). Создана в 1948 г. на 9-й панамериканской конференции в г. Богота (Колумбия). Членами ОАГ являются 19 латино-американских стран и США. Республика Куба в 1962 г. под нажимом США была незаконно исключена из ОАГ. В ОАГ не входят Ямайка и Тринидад и Тобаго, получившие независимость в 1962 г. Высший орган ОАГ — межамериканские конференции, созываемые согласно Уставу раз в 5 лет. Постоянно действующий орган — Совет ОАГ (местопребывание — Вашингтон). Бюджет ОАГ на 1962 г. — св. 13 млн. долл., из которых 60% приходятся на долю США.

В 1962 г. США активизировали использование механизма ОАГ против Кубы, стремясь посредством ОАГ придать своим агрессивным действиям против Кубы характер коллективных мер всех американских государств.

В январе 1962 г. в Пунта-дель Эсте (Уругвай) проходило 8-е консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ, которое США намеревались использовать для принятия в отношении Кубы коллективных санкций.

Несмотря на нажим США при голосовании резолюции об исключении Кубы из органов и учреждений ОАГ воздержались Бразилия, Мексика, Чили, Боливия, Экуадор и Аргентина. Таким образом, решение об исключении Кубы было принято лишь формальным большинством в 2/3 голосов, гл. обр. мелких латиноамериканских государств. Это обстоятельство явилось политическим поражением США и показало невозможность для США контролировать ОАГ простыми методами диктата. На совещании была принята также резолюция о создании «специального комитета ОАГ по вопросам безопасности», который США намеревались превратить в орудие борьбы против революционной Кубы.

После совещания в Пунта-дель Эсте США не прекращали своих попыток добиться принятия санкций против Кубы под флагом ОАГ. Они вынудили Аргентину и Экуадор, воспользовавшись тяжелым экономическим положением этих стран, разорвать дипломатические отношения с Кубой. Однако Бразилия, Мексика, Чили, Боливия и Уругвай не пошли на разрыв отношений с Кубой. В апреле под нажимом США Совет ОАГ принял решение о создании Межамериканской военной академии (открыта в октябре). Когда после военного переворота в Перу в июле Венесуэла предложила созвать совещание ОАГ для осуждения такого рода переворотов, США попытались навязать создание т. н. «комитета бдительности», который имел бы в распоряжении военную бригаду для посылки в любую страну Латинской Америки для подавления народно-освободительного движения. Бразилия и Мексика отвергли это предложение как «откровенно интервенционистское».

В октябре в Вашингтоне было созвано неофициальное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ, на котором США и на этот раз не добились санкционирования вооруженной агрессии против Кубы. По настоянию делегаций Бразилии, Мексики и Чили США были вынуждены согласиться на включение в коммюнике положения о поддержке принципов самоопределения и невмешательства. В октябре в разгар кризиса в районе Карибского моря, вызванного агрессивными действиями США против Республики Куба, Совет ОАГ принял специальную резолюцию, предусматривающую на основе Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г. принятие индивидуальных и коллективных мер, включая применение вооруженной силы против Кубы. Однако при голосовании Бразилия, Мексика и Боливия воздержались.

Для достижения своих агрессивных целей в рамках ОАГ правящие круги США использовали провозглашенную ими в 1961 г. экономическую программу «Союз ради прогресса». На совещании в Пунта-дель Эсте делегация США широко использовала программу «Союза» как орудие политического шантажа и нажима. Одними из первых «помощь» США получили правительства Венесуэлы и Колумбии, выступившие под диктовку США инициаторами созыва совещания и Пунта-дель Эсте. В феврале, когда Аргентина разорвала дипломатические отношения с Кубой, ей был обещан заем в 150 млн. долл. США щедро субсидировали страны Центральной Америки, правительства которых полностью поддерживали агрессивнную политику в отношении Кубы. США взяли на себя обязательства предоставить странам Латинской Америки к марту 1962 г. в соответствии с программой «Союза» 1 млрд. 29 млн. долл. Однако 87% всех этих средств составили займы и кредиты, предоставленные под проценты. В эту сумму были включены, в частности, займы по линии экспортно-импортного банка (360,6 млн долл.), которые предоставлялись и ранее и являются обычными коммерческими займами под высокий процент (5—6%). Реально на основе взятых обязательств США предоставили к марту всего 250 млн. долл., причем не наличными, а в форме поставок излишков с.-х продукции и отсрочки платежей но некоторым старым займам. Оказание «помощи» США оговорили рядом условий. В частности, США потребовали от латиноамериканских стран представления долгосрочных планов экономического развития. Показательно, что при рассмотрении запросов об экономической помощи часть этих запросом была возвращена Соединенными Штатами как «неудовлетворяющие соответствующие стандарты», а фактически потому, что они в какой-то мере расходились с интересами монополий США. Даже те небольшие проекты, которые предполагается осуществить, ставят своей главной целью обеспечение интересов американских вкладчиков. В Чили, например, по линии «Союза ради прогресса» было предусмотрено строительство аэропорта в г. Консепсьон (3,2 млн. долл.), в Экуадоре — составление аэрофотосъемочной карты страны (1,8 млн.), в такой небольшой стране, как Сальвадор,— строительство аэропорта (1,6 млн.) и закупка оборудования для международного аэропорта (2,65 млн.). Из обещанной США суммы в 1 млрд. долл. большая часть рассчитана на финансирование закупок товаров в США, поставки американских с.-х. излишков, финансирование деятельности агентуры США в виде «Корпуса мира» и т д.

За год осуществления программы «Союз ради прогресса» цены на латиноамериканское сырье продолжали падать, в то время как цены на импортируемое оборудование и промышленные товары росли; возрастал дефицит торгового и платежного баланса стран Латинской Америки.

В январе Совет ОАГ по настоянию США отменил экономические санкции против Доминиканской Республики, наложенные на нее в 1960 г. в связи с организацией бывшим доминиканским диктатором Трухильо заговора с целью убийства президента Венесуэлы Бетанкура. В сентябре Боливия отказалась участвовать в деятельности ОАГ (хотя и не вышла из ее состава) до тех пор, пока не будет найдено приемлемого для Боливии решения ее пограничного спора с Чили из-за вод реки Лаука, переданного на рассмотрение ОАГ.

М. Н.

Ежегодник Большой советской энциклопедии. 1963. Вып. 7. — М.: Советская энциклопедия, 1963, ст. 435-436


Источники:

  • Actas y documentos de la novena Conferencia Internacional Americana. Bogotá. 1948, v. 1-7, Bogotá, 1953-1954;
  • Documents on inter-American cooperation, v. 2, Phil., 1955.

Литература:

  • Гвоздарев Б. И., Организация американских государств, М., 1960;
  • его же, Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966;
  • Dreier J. С., The organization of American States and the hemisphere crisis, N. Y. - Evenston, 1962;
  • Thomas A. V. W., and A. J., The organization of American States, Dallas, 1963.

Ссылки:


Категория: Мексика, Международные организации, США | Теги: ОАГ, США
Просмотров: 795 |