Иранская газета «Азербайджан», издающаяся в городе Тебриз, опубликовала 23 ноября информацию о принятой накануне Всенародным собранием Иранского Азербайджана декларации.
В ней, в частности, сообщалось о состоявшемся 22 ноября заседании представительного органа региона, на котором было рассмотрено обращение к руководству страны с просьбой обеспечить социально-экономическое развитие провинции, а также уважение прав и интересов проживающего там азербайджанского народа. Газета подробно информировала читателей о целях и требованиях, сформулированных в принятом документе.
Газета сообщила, что принятая Всенародным собранием Иранского Азербайджана декларация была направлена высшему руководству страны — Шахиншаху Ирана, Председателю меджлиса Табатабаи и Премьер-министру Ибрагиму Хакими. Тем самым подчёркивалось, что принятый документ содержал обращение к верховным органам власти Ирана с целью донесения до них воли и пожеланий жителей азербайджанской провинции по важным вопросам её развития.
29-30 ноября в театре «Ширхуршид» города Тебриза состоялось крупное народное собрание азербайджанцев провинции. На нем присутствовало 700 делегатов, представлявших почти миллион человек, ранее принимавших участие в многочисленных митингах в городах и районах Азербайджана.
Собрание провозгласило себя Учредительным съездом, целью которого стала выработка требований к властям страны. На четвертом заседании Учредительный съезд принял важное решение о направлении руководству Ирана, в лице шаха, меджлиса и правительства, декларации с изложением ключевых пожеланий и нужд азербайджанского народа. Это стало важным этапом в обсуждении проекта реформ и развития провинции.
В первом пункте декларации, направленной руководству Ирана, подчёркивалось, что азербайджанский народ обладает богатой многовековой историей, родным языком, национальными особенностями и традициями. Выставление этого положения во главу угла имело важное значение. Оно было призвано напомнить о самоидентичности и особом статусе данного этноса в составе Ирана.
Ссылка на Атлантическую хартию подразумевала признание права каждой нации распоряжаться своей судьбой. Это означало претензию азербайджанцев на самоуправление в рамках сохранения целостности Ирана.
Во втором пункте декларации Учредительный съезд заявил, что обоснованное требование азербайджанцев о предоставлении региону национальной автономии никак не угрожает территориальной целостности Ирана. При этом подчёркивалось, что азербайджанский народ внёс значительный вклад в создание иранского государства.
Кроме того, съезд отметил, что автономия не нарушит тесных культурно-экономических и политических связей между Азербайджаном и остальными провинциями Ирана. Такая формулировка была призвана убедить власти в мирном характере требований и их совместимости с целостностью страны.
В третьем пункте декларации отмечалось, что азербайджанский народ поддерживает конституционную демократическую модель развития Ирана. При этом подчеркивалось, что Азербайджан, как и другие провинции, направит своих представителей в иранский парламент – меджлис.
Кроме того, съезд заявил о готовности региона уплачивать соответствующие налоги в бюджет страны. Таким образом, данный пункт был призван продемонстрировать лояльность Азербайджана политической системе Ирана и готовность к сотрудничеству в рамках единого государства.
В четвертом пункте декларации сообщалось, что азербайджанский народ открыто формирует собственное национальное правительство с целью самостоятельного управления внутренними делами региона. При этом подчеркивалось, что данное правительство, поддерживая независимость и территориальную целостность Ирана, создаст в Азербайджане подлинно национально-демократический строй. Так акцентировалось внимание на стремлении народа Азербайджана к самоуправлению, при соблюдении общегосударственных интересов Ирана.
В пятом пункте декларации подчеркивалось, что азербайджанский народ, внесший немалую лепту в борьбу за свободу и демократию, намерен учредить собственное автономное правительство.
Оно должно будет основываться на подлинно демократических принципах. Более того, народ Азербайджана принял решение, опираясь на одобренные Учредительным съездом положения о выборах, провести голосование в свой самостоятельный парламент.
Кроме того, планировалось создать правительство, которое несло бы ответственность перед этим избранным представительным органом. Это демонстрировало цель сформировать полноценные демократические институты региональной власти.
В шестом пункте декларации сообщалось, что азербайджанский народ привязан к своему родному языку и считает его важной частью этнической идентичности. Однако обучение на чужом языке в регионе привело к тому, что развитие национальной культуры и образования азербайджанцев значительно отстает от общемировых стандартов.
Чтобы исправить ситуацию и обеспечить условия для расцвета культуры народа, Учредительный съезд поручил избранному Национальному комитету в кратчайшие сроки перевести всю документацию госорганов и учебный процесс в школах на азербайджанский язык.
В седьмом пункте декларации сообщалось, что Народное собрание Азербайджана, следуя воле широких масс населения, объявило себя Учредительным съездом. Он, в свою очередь, избрал специальный Национальный комитет из 39 человек.
Комитету было поручено временно заниматься управлением внутренними делами региона до формирования постоянных органов власти. Кроме того, он получил полномочия вступать в переговоры с соответствующими структурами Ирана. Целью переговоров объявлялось претворение в жизнь всех мер, направленных на удовлетворение потребностей и требований азербайджанского народа. Так подчеркивалась готовность к конструктивному диалогу с центральными властями.
В заключительном пункте декларации также говорилось о полномочиях Национального комитета. Ему поручалось организовать демократические выборы в парламент автономии, а также в общеиранский меджлис. При этом подчёркивалась важность доведения содержания принятой декларации до сведения высшего руководства страны — шаха Ирана, меджлиса и правительства.
В седьмом пункте декларации также подчеркивалась готовность Учредительного съезда осуществлять свои требования мирным путем, избегая внутренних столкновений и кровопролития.
При этом предупреждалось, что, если центральное правительство Ирана не примет во внимание законные запросы азербайджанцев и прибегнет к силовому их подавлению, народ Азербайджана будет вынужден до последнего сражаться за национальную автономию.
Такая формулировка носила предупредительный характер и призывала власти к конструктивному урегулированию, не допуская эскалации напряженности. В то же время демонстрировалась решимость народа отстаивать свои права всеми доступными средствами в случае отказа шахского правительства признать их законность.
В седьмом пункте декларации также сообщалось, что Учредительный съезд поручил Национальному комитету вступить в переговоры с компетентными органами власти Ирана.
Целью такого диалога объявлялось мирное разрешение вопроса о предоставлении Азербайджану национальной автономии в соответствии с выдвинутыми требованиями.
Это еще раз подчеркивало стремление азербайджанского народа добиться признания своих законных прав путем переговоров, а не конфронтации. В то же время фиксировалась полномочность Национального комитета представлять интересы региона в таком диалоге с властями.
В седьмом пункте декларации дополнительно подчеркивалось, что Национальный комитет не уполномочен отказаться от основного требования народа Азербайджана: предоставления региону национальной автономии. При этом ему запрещалось предпринимать какие-либо действия, могущие поставить под угрозу территориальную целостность Ирана.
Такая формулировка предопределяла жесткие рамки для переговоров комитета с властями. От него требовалось настоять на автономии, но исключить подрыв единства страны. Это должно было способствовать достижению взаимоприемлемого компромисса.
В седьмом пункте декларации также содержалось обращение к мировому сообществу. Говорилось, что весь демократический мир должен узнать: в Азербайджане проживает народ, твердо намеренный защищать свои национальные права собственными силами и добиться в регионе торжества демократических принципов.
При этом выражалась надежда на понимание и поддержку справедливых требований азербайджанцев со стороны иранских властей и ведущих демократических государств. Эти требования, как подчеркивалось, полностью соответствуют положениям Атлантической хартии.
Данная декларация явилась важным историческим документом, определившим дальнейшие события в регионе. В ней были сформулированы основополагающие требования азербайджанского народа: предоставить региону национальную автономию и право на самоуправление, ввести азербайджанский язык во все сферы, сформировать собственные органы власти. Это свидетельствовало о стремлении азербайджанцев к самоидентификации и отстаиванию права национального меньшинства.
Одновременно декларация носила конструктивный характер, демонстрируя готовность к компромиссу и уважение суверенитета Ирана. Так была определена программа национально-освободительного движения и намечен курс на мирное разрешение противоречий с властями. Принятие декларации ознаменовало собой формирование политической платформы азербайджанцев и переход их требований в правовую плоскость.
Опубликование данной декларации в ведущих иранских СМИ имело важное значение. Так требования азербайджанцев впервые были преданы широкой огласке внутри страны. Это вызвало пристальный интерес к их требованиям не только в самом регионе. Рассмотрение декларации в прессе и ее обсуждение помогло продемонстрировать законность позиции азербайджанского народа, а также способствовало консолидации общественного мнения вокруг поставленных целей.
Публикация показала, что движение вышло на новый, более широкий уровень — всей страны. Это свидетельствовало о его масштабах и все серьёзности намерений добиться удовлетворения требований. Так СМИ сыграли роль в продвижении повестки азербайджанцев в общенациональный диалог.